По результатам контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации «Проверка использования средств, направленных на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий в Пенсионном фонде Российской Федерации в 2013 году и за истекший период 2014 года» в ПФР контрольным органом направлено представление с перечнем мер, необходимых к устранению к 1 марта 2015 года. О принятых мерах Пенсионный фонд России в установленном порядке представит отчет в Счетную палату Российской Федерации. В настоящее время ПФР реализует комплекс мер, направленных на устранение замечаний Счетной палаты России.
Автоматизированная информационная система ПФР (АИС ПФР) представляет собой организационно-технологическую систему, состоящую из комплекса средств автоматизации (программно-технологических комплексов) и персонала. Программно-технологические комплексы предназначены для автоматизации деятельности Фонда, снижению уровня «ручного труда», повышению скорости оказания государственных услуг гражданам и предоставлению информации другим органам власти, которая используется для предоставления ими государственных и муниципальных услуг. Сегодня к информационным ресурсам ПФР в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия и двухстороннего информационного обмена подключены 2 500 информационных систем органов государственной власти всех уровней. В среднем в год ПФР отвечает на более чем 700 млн внешних запросов различных ведомств, которые на основании информации ПФР оказывают более 800 государственных и муниципальных услуг. Наиболее крупными потребителями информации ПФР являются Фонд медицинского обязательного страхования, Росреестр, органы социальной защиты и здравоохранения субъектов РФ. СНИЛС сегодня является идентификатором гражданина в системе оказания государственных услуг. С использованием СНИЛС производится регистрация граждан в единой системе идентификации и аутентификации и на Едином портале государственных услуг (ЕГПУ).
Всего ПФР реализует 26 госуслуг и функций, среди которых назначение и финансирование пенсий и социальных выплат, формирование пенсионных прав каждого работающего гражданина, ведение государственных социальных программ материнского капитала и софинансирования добровольных пенсионных накоплений, администрирование страховых взносов и другие. Сегодня госуслуги ПФР можно получить не только в более чем 2 500 клиентских службах фонда и в большинстве МФЦ, но и дистанционно - в электронном виде.
По мере развития информационных технологий и системы межведомственного электронного взаимодействия приоритетом становятся формы дистанционные взаимодействия с гражданами, обращающимися в ПФР за получением госуслуг.
Целью создания автоматизированной системы АИС ПФР является создание многоуровневого единого информационного пространства и системы управления процессами, гарантирующей эффективную реализацию всех функций, возложенных на ПФР. При создании АИС ПФР нового поколения важнейшим приоритетом является обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных граждан.
Сегодня ПФР кроме ведения базы персонифицированного учета пенсионных прав граждан формирует и поддерживает в актуальном состоянии регистр лиц, имеющих право на государственную социальную поддержку, реестра «Герои», содержащую сведения о гражданах, награжденных высокими государственными наградами, реестр «Заграница», содержащий сведения о получателях российских пенсий и социальных выплат, проживающих за пределами РФ, регистр «материнский капитал», регистр «Ветераны», регистр «пенсионеры», регистр «Социальные доплаты к пенсии». Регистр «Страхователи», регистр «Сведения о доходах застрахованных лиц» и ряд других. Все эти регистры были созданы в разное время во исполнение федерального и социального законодательства. Сегодня проводится большая работа по их консолидации с приведением к единой технологической платформе, основанной на современной архитектуре и эффективной системе информационной безопасности, высоком уровне автоматизации труда. Эксплуатация АИС ПФР исключает увеличение штата работников Пенсионного фонда России.