Главный конструктор АО «ГЛОНАСС» Михаил Кораблёв представил участникам IV Северного форума по устойчивому развитию отечественные навигационно-информационные технологии для успешного развития и освоения Арктической зоны.

 

 

 

В ходе выступления в режиме видеоконференции он рассказал о разрабатываемых АО «ГЛОНАСС» инновационных сервисах, основанных на комплексированном использовании технологий глобальных навигационных спутниковых систем.

 

 

 

Михаил Кораблев пояснил, что в настоящее время отмечается большой спрос на использование высокоточных систем позиционирования, альтернативных радионавигационных наземных локальных систем, способных работать в сложных условиях распространения сигналов в окружающей среде.

 

 

 

«Спутниковые технологии навигации обладают рядом недостатков. Прежде всего, это слабая помехозащищенность и слабая доступность сигнала, особенно в условиях плотной городской застройки, лесистой или горной местности. Другой серьезный негативный фактор – подделка навигационного сигнала. Известны случаи, когда морские суда сбивали с курса и направляли в другие точки. Но сегодня все эти вызовы в нашей стране успешно решаются, в том числе за счет использования комплексипрованных технологий, которые позволяют обеспечить навигационным сигналом потребителей независимо от того, работает ли спутниковая группировка», - пояснил Михаил Кораблев, отметив, что АО «ГЛОНАСС» ведет разработки в данном направлении, часть из них уже реализована и доступна потребителям.

 

 

 

В частности, система высокоточного позиционирования создается для навигационного обеспечения части Северного морского пути. Запланировано создание локальной навигационной системы, не зависящей от спутниковой навигации, в районе Обской губы. В дальнейшем предполагается ее тиражирование на всем Северном морском пути, что позволит решить задачу гарантированного навигационного обеспечения всей Арктической зоны.

 

 

 

Спикер также рассказал о преимуществах новых технологий с использованием российской спутниковой группировки для обеспечения стабильной связи при передвижении судов по Северному морскому пути и создании мониторинга ледовой обстановки.

 

 

 

Активному развитию Арктического региона, по мнению Михаила Кораблева, также будут способствовать проекты, создаваемые с использованием комплексированных навигационных систем и систем по информационной безопасности. Речь, в частности, идет о навигации по фарватерам морских судов, не зависящей от метеоусловий, беспилотном вождении, автоматизации большинства технологических процессов на территории морских портов или перевалочных хабов, а также мониторинге передвижения и обеспечения личной безопасности персонала.

 

 

 

IV Северный форум по устойчивому развитию проходит в Якутске с 28 ноября по 1 декабря, на котором обсуждаются проблем и перспективы устойчивого развития Севера и Арктики. Основная тема форума в 2022 году – «Энергия Арктики: новые вызовы – новые решения и технологии».