Год назад Пенсионный фонд ввел отчет СЗВ-ТД, чтобы постепенно перевести работников с бумажных на электронные трудовые книжки. О том, как идет этот процесс, и о его предварительных итогах рассказала Наталия Петрова, первый заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда.
Наталия Владимировна, как проходит переход на электронные трудовые книжки?
За 11 месяцев 2020 года 38,1 млн работающих россиян определились со способом ведения трудовой книжки. Порядка 13 процентов выбрали электронную книжку и отказались от бумажной. Напомню: если человек не определился с выбором, то у него остается бумажная трудовая.
С какими сложностями при представлении сведений по форме СЗВ-ТД чаще всего сталкивались компании?
Некоторые компании испытывали трудности, когда направляли в Пенсионный фонд первый СЗВ-ТД. Это логично: отчет только появился, работодатели изучали и саму форму, и правила ее заполнения. Ведь раньше по всем кадровым изменениям просто вносили записи в бумажную трудовую книжку. Теперь об этом необходимо сообщать в ПФР. Однако почти все компании освоили это нововведение, и ошибки сейчас возникают очень редко. Но даже если они появляются, то работодатели чаще всего сами находят и исправляют их.
Есть ли планы по доработке электронных трудовых книжек?
В 2021 году в России должен вступить в силу закон о проведении ретроконверсии записей в трудовой книжке. Можно будет внести в электронные книжки данные из бумажной трудовой. Госдума уже приняла законопроект в первом чтении (проект федерального закона № 1052422-7. — Примеч. ред.). Когда закон вступит в силу, работники смогут включать в электронные книжки сведения о трудовой деятельности за периоды работы до 1 января 2020 года. Достаточно будет подать в ПФР заявление о переносе этих сведений. Фонд самостоятельно переведет их в электронный вид и внесет в индивидуальный лицевой счет работника. Это удобно, ведь трудовую книжку можно потерять или испортить, а электронные сведения надежно защищены.
Это действительно удобно, но многие люди боятся переходить на электронные трудовые. В том числе об этом пишут и наши читатели. Какие действия в этом направлении планирует предпринять ПФР?
Основной аргумент противников нововведения — возможные ошибки в электронных базах данных и потеря стажа у работников. На это могу ответить, что информационная система ПФР полностью соответствует всем требованиям в области защиты персональных данных. По итогам многолетнего опыта работы мы берем на себя смелость гарантировать полную защиту информации от программных сбоев и хакерских атак. В качестве страховки от потери сведений мы используем распределенные системы хранения. Риск утраты данных значительно ниже, чем вероятность потерять бумажную трудовую книжку.
Чаще всего против электронных трудовых выступают сотрудники старше 45 лет. А вот у молодых людей, в особенности до 24 лет, электронные книжки вызывают положительные отклики. Для молодежи электронный формат — это уже наступившая и неизбежная реальность. Однако особо отмечу: переход на электронные книжки добровольный. Обязать человека отказаться от бумажной трудовой никто не вправе.
Есть какие-то критерии, по которым ПФР будет ставить компании на контроль?
Да, есть. Будем особо отмечать те компании, которые направляют информацию о трудовой деятельности работников с нарушением срока или вовсе не представляют сведения. Информацию о таких работодателях передаем в Роструд. С 1 января им грозит предупреждение или штраф на руководителя — от 300 до 500 руб. (ст. 15.33.2 КоАП. — Примеч. ред.).
Будет ли Пенсионный фонд взаимодействовать с работниками, чтобы актуализировать сведения об их трудовом стаже?
Все данные в ПФР поступают от компании. Но работник может ознакомиться со сведениями о своей трудовой деятельности, которые есть у фонда, на портале Госуслуг. Допустим, работник обнаружил, что в сведениях ошибка. В таком случае ему необходимо написать заявление, но отправить его не в фонд, а своему работодателю. Именно организация обязана исправить сведения и представить в Пенсионный фонд скорректированные данные. На основании скорректированных отчетов фонд внесет исправления в сведения о трудовой деятельности работника.
Пенсионный фонд делает все, чтобы электронные сведения о стаже не потерялись.
Есть ли планы полностью отказаться от бумажных трудовых книжек?
Планов по отказу от бумажных трудовых нет. Мы не собираемся принудительно переводить всех работников страны на электронные сведения. Каждый вправе самостоятельно выбрать, что ему будет удобнее. Единственное исключение — те, кто первый раз в жизни оформляется на работу начиная с этого года. Бумажные трудовые книжки им оформлять уже не будут. Такие работники смогут получить только электронную трудовую.