Лилия Чижик: Вы правы, мир действительно меняется. По мере кого как интернет становится все более привычным, растут и запросы общества. Учитывая темп современной жизни все меньше людей хотят тратить свое время на походы по инстанциям, если эту услугу можно получить, не выходя из дома. Поэтому любая услуга, которая может быть оказана дистанционно, в конечном итоге уходит в интернет. В сеть уходят торговля, СМИ, ЖКХ, сфера госуслуг и др.
Пенсионный фонд, как один из лидеров по количеству госуслуг для населения, стремится идти в ногу со временем и максимально упростить гражданам путь к их получению. Наша цель – сделать так, чтобы людям вообще не надо было приходить в клиентские службы, кроме как за консультацией. Чтобы получение любой справки, подача любого заявления, назначение любой выплаты были доступны через интернет. Эта цель амбициозная, но мы идем к ней, и идем довольно успешно.
Корреспондент: Насколько сложен этот процесс? Через что пришлось пройти?
Лилия Чижик: Начнем с того, что помимо технических вопросов информатизации, необходимо было в первую очередь подготовить нормативно-правовую базу, внести все необходимые изменения в законы и подзаконные акты, которые дают нам возможность оказывать услуги через интернет.
И эта тема гораздо шире и сложнее, чем кажется. Ведь нам надо было изменить правовую базу еще таким образом, чтобы не только сам гражданин мог к нам обратиться, но и работодатель от его имени. Теперь работодатель может представить необходимые документы за гражданина, заверенные электронной подписью.
Или чтобы лишний раз не требовать дополнительные документы, мы законодательно предусмотрели возможность для наших специалистов самостоятельно запрашивать необходимые бумаги в других органах исполнительной власти. То есть ПФР минимизирует необходимость сбора документов в других госорганах. Для этого есть единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), и все больше ведомств начинают в ней работать.
И конечно, перед тем, как «уйти в интернет», мы должны были автоматизировать все процессы в самом Пенсионном фонде. Согласитесь, было бы странно, если бы Пенсионный фонд принимал запросы в электронном виде, а потом обрабатывал их на бумаге. Так что весь соответствующий документооборот внутри Пенсионного фонда тоже осуществляется в электронном виде.
Параллельно мы анализировали все наши услуги, выявляли, какие из них наиболее востребованы населением. Именно в отношении них мы и стали делать электронные сервисы.
Однако существует еще категория документов «личного хранения», т. е. они есть только у самого гражданина и только он может нам их представить. Например, при распоряжении средствами материнского капитала на погашение жилищного кредита банковский договор гражданин нам представляет лично.
Корреспондент: И что в итоге Пенсионный фонд может предложить сегодня?
Лилия Чижик: Услуги, которые по состоянию на сегодня Пенсионный фонд может предоставить в электронном виде, объединены в один портал на сайте Пенсионного фонда – es.pfrf.ru. У него довольно удобная структура: он разбит не только по типу услуг (пенсии, соцвыплаты, материнский капитал и др.), но и по доступу к ним – с регистрацией или без регистрации. То есть далеко не для всех услуг нужно регистрироваться. К примеру, записаться на прием в ПФР, выбрать клиентскую службу, направить обращения в ПФР можно и без регистрации.
Если услуги имеют отношение к персональным данным, то необходима регистрация. Эти услуги доступны через наш главный сервис – Личный кабинет гражданина. Будущие пенсионеры в нем могут контролировать пенсионные отчисления работодателей. Те, кто уже собирается на пенсию, – оценить свои пенсионные права: баллы и стаж, рассчитать размер пенсии и обратиться за ее назначением. А пенсионеры – управлять доставкой пенсии и получать справки. В отдельную категорию вынесены сервисы по материнскому капиталу.
И это лишь немногие услуги, которые доступны через Личный кабинет.
Корреспондент: Насколько сложно зарегистрироваться в Личном кабинете? Кто может получить в него доступ?
Лилия Чижик: В Личном кабинете регистрироваться не нужно. Чтобы войти в него, достаточно иметь регистрацию на Портале государственных услуг. Собственно как это реализовано на большинстве порталов, оказывающих госуслуги. Это общее правило.
По информации Минкомсвязи, на сайте госуслуг зарегистрировано уже более 27 млн человек. Потенциально это все пользователи нашего Личного кабинета. Есть регистрация и смартфон в кармане – зайти в Личный кабинет дело нескольких секунд.
Кстати, на электронном портале Пенсионного фонда помимо Личного кабинета гражданина есть еще Кабинет страхователя. Этот сервис предназначен уже не для граждан, а для их работодателей и самозанятых плательщиков. С его помощью можно подготовить отчетность в ПФР, сверить платежку, сформировать реестр платежей, оформить платежное поручение и т. д. Вход в Кабинет страхователя также осуществляется через авторизацию на портале госуслуг.
Корреспондент: Какие из услуг в удаленном доступе наиболее востребованы среди российских пенсионеров и тех граждан, которые когда-нибудь ими станут?
Лилия Чижик: У Пенсионного фонда очень много функций. Есть даже такие, которые к пенсиям прямого отношения не имеют. Но для большинства людей, и, пожалуй, это правильно, мы остаемся организацией, основная задача которой – назначать и платить пенсии. И летом прошлого года мы начали принимать заявления на назначение пенсии в электронном виде. Еще какие-то лет десять назад подобное казалось чем-то невероятным, из разряда фантастики, и тем не менее это факт.
Так вот наиболее востребованной услугой Пенсионного фонда в электронном виде можно считать назначение пенсии и изменение способа ее доставки. Заявление о назначении пенсии, как вы понимаете, подают те граждане, которые уже завтра собираются стать пенсионерами. Заявление о доставке пенсии или изменении способа ее доставки – это сервис, которым пользуются только пенсионеры.
Недавно ПФР запустил еще один полезный сервис для пенсионеров и федеральных льготников: информирование о виде и размере пенсии и социальных выплат. Это размер пенсии, ЕДВ, НСУ. Этот сервис быстро набирает популярность.
Работающему населению в первую очередь интересен сервис информирования о сформированных пенсионных правах, или, говоря проще, – узнать свой стаж и количество баллов. Это был один из первых сервисов, которые мы запустили.
В целом с 2015 года к сервисам Личного кабинета зафиксировано 6,2 млн обращений граждан.
Корреспондент: Назначить пенсию через интернет – как устроен этот процесс? Там ведь очень много документов!
Лилия Чижик: К моменту выхода на пенсию у Пенсионного фонда есть большая часть информации. Мы видим стаж, т. е. периоды официальной работы, когда начислялись страховые взносы. Периоды работы с 2002 года отражены в нашей базе персонифицированного учета; по периодам до 2002 года (до момента запуска системы персучета) мы провели и продолжаем проводить так называемую заблаговременную работу. ПФР собирает данные от работодателей и тоже вносит в систему. Таким образом сейчас на лицевых счетах имеется полная информация о всех периодах трудовой деятельности граждан.
Вся эта информация доступна в Личном кабинете, и мы хотим, чтобы сам гражданин проверил ее, и в случае расхождений, например с его трудовой книжкой, обратился к нам или к работодателю. Необходимо заблаговременно навести порядок в этих данных, чтобы к моменту выхода на заслуженный отдых нужно было только подать заявление и мы назначили пенсию в максимально возможном размере. Причем когда человек подает такое заявление, мы формируем выписку и отправляем на его адрес. То есть предоставляется возможность еще раз все проверить и, если возникли сомнения, обратиться к нам.
Статистика показывает, что при подаче заявления через интернет в 75% случаев пенсия назначается без личного визита в ПФР, без представления дополнительных документов. Мы стараемся этот показатель улучшить.
Еще нужно добавить, что в Личном кабинете можно контролировать, насколько добросовестно работодатели уплачивают страховые взносы. Поэтому если вы увидите, что работодатель не начислил или не заплатил причитающиеся страховые взносы, то для вас это должно стать серьезным поводом для разговора с работодателем или даже обращения в трудовую инспекцию или суд.
Корреспондент: Чтобы подать заявление через интернет, надо уметь интернетом пользоваться, а далеко не все люди старшего поколения дружат с современными технологиями. Как можно решить эту проблему?
Лилия Чижик: Действительно, молодежь с интернетом на «ты», в то время как людям старшего освоить новые технологии не так просто. Но ПФР уже не первый год проводит курсы компьютерной грамотности для пенсионеров. Причем если раньше наши отделения проводили их на общественных началах, руководствуясь исключительно собственным энтузиазмом, то с 2015 года эта задача поставлена в ранг государственных.
Теперь Пенсионный фонд на эти цели в рамках реализации соцпрограмм субъектов РФ выделяет субъектам средства. Плюс, вместе с Ростелекомом мы издали очень полезный для людей старшего поколения учебник «Азбука интернета», который учит работе в мировой сети с самых азов. Его можно использовать как самоучитель и при обучении на курсах.
Помимо этого мы широко используем институт консультантов, тех, кто может помочь освоить современные технологии. Во многих наших клиентских службах есть всегда готовые помочь администраторы, установлены «гостевые компьютеры». Это для тех граждан, у которых дома нет компьютера. Они могут прийти и воспользоваться «гостевым компьютером», не дожидаясь очереди. Пришел, зарегистрировался на сайте госуслуг, подал заявление и ушел.
Обучение компьютерной грамотности – одна из задач не только Пенсионного фонда, но и государства в целом, потому что доступ к электронным услугам должен быть обеспечен для людей всех возрастов.
Корреспондент: Далеко не все будущие пенсионеры понимают механизм формирования будущей пенсии. Как Личный кабинет помогает будущему пенсионеру разобраться, на какие выплаты может рассчитывать именно он?
Лилия Чижик: Пенсионный фонд проводит большую информационную работу. На нашем сайте есть исчерпывающая информация по социальной и пенсионной тематике.
Вы помните, что в 2013 году мы запустили пенсионный калькулятор. В Личном кабинете представлена его усовершенствованная – персонализированная – версия. В новой версии он уже учитывает сформированные пенсионные права в пенсионных баллах и стаж.
Мы всегда говорили, что основная задача калькулятора – не столько показать размер будущей пенсии (ведь спрогнозировать будущее на десятилетия вперед довольно трудно), сколько разъяснить, как формируются пенсионные права и рассчитывается страховая пенсия. Изменяя те или иные параметры, вы видите, как на размер пенсии влияют такие показатели как размер зарплаты, продолжительность стажа, выбранный вариант пенсионного обеспечения, военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком и др.
Там же о правилах формирования и расчета пенсии есть подробная информация.
Корреспондент: Перейдем к материнскому капиталу. В свое время наша семья оформляла сертификат в ходе личных визитов в отделение ПФР, мы подавали бумажные заявления, предоставляли собранные нами документы. Как процедура получения материнского капитала выглядит сегодня, какие возможности открывает электронный сервис?
Лилия Чижик: Сейчас Пенсионный фонд предоставляет выплату из средств материнского капитала. На этот раз она составляет 25 тыс. рублей. Подать заявление можно в электронном виде через Личный кабинет. Достаточно только заполнить заявление, указав необходимые реквизиты. Приходить в Пенсионный фонд и представлять дополнительные документы не нужно. Заявление сразу поступает в Пенсионный фонд, обрабатывается и деньги поступают на счет, который указан в заявлении.
Мы открыли этот сервис 1 июля, и буквально за несколько дней его работы подано более 45 тыс. заявлений. Мы рекомендуем всем владельцам сертификата подавать заявление именно в электронном виде. Не нужно будет идти в клиентскую службу в ПФР или МФЦ. Напомним, подать заявление можно до конца ноября 2016 года.
Что касается остальных направлений использования средств материнского капитала, то на получение сертификата и распоряжение им тоже можно подать заявление в электронном виде. Оно значительно упрощает получение услуги, но не избавляет от визита в Пенсионный фонд. После того, как вы подали заявление, в течение 5 дней нужно прийти в Пенсионный фонд и представить документы личного хранения.
Помимо этого через Личный кабинет можно заказать справку о размере или остатке материнского капитала.
Корреспондент: Как, по-вашему, будут развиваться электронные услуг в сфере пенсионного обеспечения? Какие новые услуги вы планируете запустить в ближайшее время?
Лилия Чижик: Вы помните, что указом президента в том числе для Пенсионного фонда поставлена задача к 2018 году довести объем предоставляемых в электронном виде услуг 70%. К этой цифре планомерно идем.
Сначала перевели в электронный вид самые востребованные услуги. Теперь переводим менее популярные. В ближайших планах дать возможность обращения через интернет за перерасчетом пенсии, возможность обращения за компенсационной выплатой по уходу, за компенсацией стоимости проезда «северян» и т. д. Но это все уже не такие многочисленные категории, как пенсионеры.
Сейчас принят закон, который позволяет получить сертификат на материнский капитал в электронном виде. Таким образом, мама обращается за выдачей сертификата, мы проводим все необходимые проверки, взаимодействуем со всеми инстанциями в электронном виде и после этого направляем ей сертификат в электронном виде. Таким образом отпадает необходимость приходить за сертификатом в бумажном виде. Эта услуга тоже будет реализована в ближайшее время. Как я уже сказала, наша основная цель – это свести количество посещений гражданами офисов ПФР к минимуму, в крайнем случае – к одному.
Однако в ряде случаев приходить в Пенсионный фонд все же надо. Пенсионный фонд предпринимает большие усилия, чтобы в ПФР можно было обращаться не по месту жительства, а по принципу экстерриториальности. Раньше мы были вынуждены проверять, не обратился ли человек за назначением пенсии в другом субъекте РФ. Теперь, в силу того, что провели большую работу по модернизации баз данных, гражданин может обращаться за пенсией или материнским капиталом где бы он ни был. Мы можем идентифицировать, что обращается именно этот гражданин и в первый раз.
Наконец – электронные архивы. В условиях, когда все документы входят и обрабатываются в нашей системе в электронном виде, гораздо удобней иметь все архивы тоже в цифровой форме. Поэтому еще одна задача, которая перед нами сейчас стоит, – это создание архивов электронных выплатных дел. Сейчас выплатное дело – это книжечка, в которой и заявление, и все документы, и все решения, которые приняты по назначению, по перерасчету, по индексации и т. д. – и все это на бумаге. К концу следующего года мы сделаем так, что «бумажек» формироваться не будет совсем.
Источник: "ТАСС"