Корреспондент: Антон Викторович, вы участвовали в дискуссии по социальному неравенству здесь, на ПМЭФ, расскажите, пожалуйста, какие сейчас существуют мнения и какой у вас взгляд на возможное решение проблемы?
Антон Дроздов: Да, я участвовал в панельной дискуссии по обсуждению вопросов, связанных с преодолением социального неравенства. Речь шла о том, что в России действительно есть такая проблема. Если говорить об индексе, который считается как деление 10% наиболее низкообеспеченных на 10% населения, получающих наивысший объем доходов, то этот показатель у нас в 1,7 раза выше, чем рекомендованный ООН. Мы здесь хуже, чем европейские страны, но где-то на уровне развивающихся стран.
Социальное неравенство негативно влияет и на инвестиционный климат, и не стимулирует людей к активной экономической деятельности, и, соответственно, негативно влияет на рост экономики, поскольку признано, что в современной экономике именно человеческий капитал является основным двигателем, основным источником роста.
Здесь необходимо принимать комплексные меры, одна из таких мер, я говорил, была эффективная социальная поддержка нуждающихся. В нашей стране порядка 10 трлн ежегодно тратится на социальную поддержку, если вычесть пенсии, это 6 трлн, то остается 4.
Эти средства расходуются в основном в субъектах Российской Федерации, получателями являются более 30 млн человек, и, конечно, встает вопрос о том, кого мы поддерживаем, именно об адресности и нуждаемости? На наш взгляд, именно переход к адресности и нуждаемости, перераспределение средств от тех, кто имеет доходы, тем, кто действительно в этом нуждается, в условии ограниченности финансовых ресурсов, является ключом, для того, чтобы именно социальная политика внесла свой вклад в преодоление этого неравенства.
Корреспондент: Дискуссия об этом в правительстве идет довольно давно, что мешает решить проблему?
Антон Дроздов: В основном решение этой проблемы лежит в плоскости региональных властей, существует порядка 500 видов различных способов поддержки граждан, отдельных категорий. Каждый регион использует порядка 110-120 видов различной поддержки, включая муниципальные льготы.
Необходимо провести унификацию и дать определенный «ключ» субъектам Российской Федерации для того, чтобы проинвентаризировать все это и переформатировать все эти льготы. Те регионы, кто начал этим заниматься, успешно занимаются, при инвентаризации и отказа от ряда видов поддержки в пользу адресных, те, которые обеспечивают адресность и направлены на поддержку наиболее нуждаемости, экономят от 5 до 7% средств. Если посчитать в целом на социальную политику, то мы считали, что до 300 млрд можно сэкономить в целом, и перераспределить на поддержку адресную для нуждающихся категорий.
А чтобы это сделать по всей стране и унифицированно, в прошлом году в декабре месяце был принят закон о создании Единой государственной системы социального обеспечения, оператором этой системы утвержден Пенсионный фонд.
Эта система позволит создать единый классификатор мер государственной поддержки социальной, классификатор категорий получателей и иметь полную информацию, на основе нашего персонифицированного учета о том, сколько каждый гражданин получает мер социальной поддержки из всех источников, федерального, субъектового, муниципального, в натурально виде, в льготной категории, и сколько он имеет доходов, т.е. насколько он нуждающийся. Дальше эта информация будет доступна как самому гражданину через личный кабинет, так и тем властям, которые осуществляют эти меры господдержки, таким образом они смогут проводить политику, направленную на адресность и нуждаемость.
Корреспондент: Можете привести примеры регионов, которые удачно провели перевод социальной поддержки на более адресный принцип?
Антон Дроздов: Я знаю про опыт Волгограда, опыт Самары — это такие регионы, которые отказались от каких-то определенных видов поддержки в пользу других, и таким образом сэкономили определенные... Мы сейчас проводим эксперимент в трех субъектах — это Калуга, Алтайский край, Башкортостан, которые позволят нам более глубоко посмотреть на эти процессы, и мы надеемся, что в течение двух лет, а это именно такой срок нам дан для запуска этого проекта, мы его внедрим и получим определенный эффект.
Корреспондент: Как в этом году идет сбор страховых взносов?
Антон Дроздов: По последним данным, мы идем на 5,5% выше, чем в прошлый год, — неплохой показатель, с учетом того, что, прогноз по фонду оплаты труда Минэкономики относительно того, который был утвержден в бюджете, снизил. Мы считаем, что мы идем достаточно хорошо. По ОМС — на 12,8% превышение. Поэтому недоимка остается низкой.
Мы считаем, что система работает достаточно эффективно. Кроме того, с учетом того, что будет со следующего года передача функций по администрированию взносов Налоговой службе, а именно они являются представителем государства в процедурах банкротства, мы сейчас с ними активно работаем, чтобы они активно представляли наши интересы. Потому что довольно большая доля предприятий находится на разных стадиях этой процедуры, там своя специфика, поэтому здесь мы видим какие-то резервы в нашей работе.
Корреспондент: По пенсионным накоплениям несколько лет продолжается дискуссия — какая ваша позиция: они должны быть в обязательной или добровольной части?
Антон Дроздов: Минфин и Центральный банк выступили с предложением о совершенствовании накопительного компонента, они предложили отдельно, законодательно его отрегулировать, чтобы он носил квазидобровольный или квазиобязательный характер, имел самостоятельный источник — мы концептуально поддерживаем эти предложения, там есть нюансы, над которыми надо поработать, поспорить, но я считаю, что если его сделать более рыночным, более встроенным в рыночные процессы и связать это с работодателем, с желанием работника дополнительно от своего заработка отчислять какие-то средства, это будет более эффективная, правильная система, и самостоятельным источником, которая позволит называть этот сегмент рынком.
Антон Дроздов: В 2012 году была утверждена долгосрочная стратегия развития пенсионной системы. Там несколько разделов, цель стратегии — это обеспечить социально приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан, и в тоже время увеличить устойчивость, финансовую независимость. Несколько направлений работы: первое — это тарифная политика, здесь мы говорили о постепенном повышении предела облагаемого фонда оплаты труда для того, чтобы ввести в эту систему более высокооплачиваемых граждан. Далее речь шла о том, что мы распространили это на мигрантов, мы усовершенствовали обложение индивидуальных предпринимателей – один МРОТ плюс 1% свыше трехсот, мы дали выбор по накопительной системе гражданам.
Мы исходили из того, что необходимо минимизировать количество льгот, была проведена большая работа по легализации:
Роструд порядка 2,2 миллиона человек заставил по ним работодателей заключить трудовые договоры. Мы 4,3 миллиарда собрали дополнительно в прошлом году вот от этой легализации.
Второе направление — это совершенствование страховой системы. Здесь тоже может идти речь о льготниках. Например, дополнительный тариф на «досрочников», на тех кто работают на вредных и опасных условиях, выходит порядка 60 млрд руб дополнительно получаем. И, кстати, хочу сказать, что количество вредных и опасных рабочих мест сократилось почти на 350 тысяч результатом спецоценки и так далее.
Кроме того, конечно же, мы ужесточили вход в систему: в прошлом году было достаточно пяти лет страхового стажа, вне зависимости от размеров взносов, это тоже, в общем, сбалансировало систему. Постепенно будет увеличиваться до 15 лет и обязательное требование 30 баллов. Отменен ряд законодательных актов, которые дополнительно дают льготы.
Если бы не было этих решений, то в 2015 году у нас трансферт на ОПС должен был быть на 1,5 трлн выше, чем он есть. А то он чуть больше 800 млрд руб.
Удалось сэкономить порядка 40 с лишним млрд по неработающим, по работающим и неработающим. Чуть больше, чем 10 миллионов по-прежнему работает пенсионеров. Соответственно, им не была проиндексирована пенсия. Но перерасчет им будет произведен по состоянию на 1 августа, но не больше трех баллов.
Что касается индексации, я могу только сказать, что есть норма закона, о том, что это по итогам полугодия и с учетом возможностей федерального бюджета, источников. Поэтому здесь вопрос сейчас анализа итогов первого полугодия.
В Крыму и Севастополе немного разные цифры. Порядка еще 30% находится на сохраненном размере. Мы надеемся, что еще в течение следующего года количество уменьшится.
Корреспондент: То есть еще будет, где понадобится выравнивание?
Антон Дроздов: Год-два, да. Все будет зависеть от размеров индексации страховой части.
Источник: "Газета.ru"