Единая форма отчетности вводится для всех категорий страхователей, которые платят страховые взносы на ОПС и ОМС. Плательщики страховых взносов из числа самозанятого населения по-прежнему освобождены от сдачи отчетности в ПФР, за исключением глав крестьянско-фермерских хозяйств. Заместитель председателя правления ПФР Наталия Петрова рассказала "РГБ" о том, как введение единой формы отчетности отразится на работе бухгалтеров.
- Зачем потребовалось вводить новую форму отчетности?
- Введение объединенной отчетности обусловлено изменениями в пенсионном законодательстве, в том числе в части уплаты страховых взносов. В новой единой форме отчетности все требования нового пенсионного законодательства учтены. Другой важной причиной введения единой формы отчетности стало стремление снизить нагрузку на плательщиков страховых взносов. Раньше страхователи представляли в ПФР два вида отчетных документов: по страховым взносам на ОПС и ОМС, а также сведения персонифицированного учета по каждому работнику. Теперь работодатели отчитываются по одной форме, которая объединила в себе данные по расчету страховых взносов и по персонифицированному учету. Это, конечно же, будет удобнее и проще для плательщиков. И введение единой формы отчетности было их пожеланием. Мы попросили провести ВЦИОМ опрос представителей финансовых служб работодателей, чтобы выявить проблемы и потребности плательщиков при взаимодействии с ПФР. Социологи опросили более трех тысяч бухгалтеров в 70 регионах. Более 90% страхователей попросили ввести единую форму отчетности.
- ПФР реализует «дорожную карту» по администрированию страховых взносов. Важнейшими ее пунктами является повышение уровня комфортности взаимодействия плательщиков с фондом. Введение единой формы отчетности - один из пунктов карты?
- Да, но оно решает и другую задачу. Представление двух отчетностей приводило к тому, что данные одного отчета порой не сходились с данными другого. Мы не могли принять отчетность в таком виде, плательщик заново выверял информацию, сроки затягивались. Теперь такая ситуация исключена. Так что объединение стало вполне логичным. Поэтому, если коротко: одна отчетность вместо двух сокращает объем отчетной информации, что, несомненно, проще для страхователей, а также исключит несоответствия между данными по страховым взносам и персонифицированному учету. Отчетность по новой форме страхователи должны сдавать, начиная с отчетного периода за I квартал 2014 года. Новая форма отчетности будет применяться юридическими лицами, самозанятое население - индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы - по-прежнему освобождены от сдачи отчетности в ПФР.
- В чем отличие единой отчетности от форм отчетности, которые применялись раньше? Какие изменения законодательства нашли отражение в новой отчетности?
- Новая форма разрабатывалась при непосредственном участии бухгалтерского сообщества. Все содержательные замечания и предложения специалистов были учтены при ее разработке.
Поэтому единая форма отчетности упрощена, более удобна в заполнении, в ней учтены все изменения в законодательстве о страховых взносах, которые очень значимы. Одно из основных отличий - это то, что плательщики в форме РСВ-1 будут отражать уплату страховых взносов за периоды с 2014 года единой суммой без выделения страховой и накопительной частей. Бухгалтерам не нужно выяснять, написал ли тот или иной сотрудник заявление о выборе негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании или отказался от формирования накопительной части пенсии. В связи с этим в форме исчезло деление по строчкам на возрастные группы «сотрудники 1966 года рождения и старше», «1967 года рождения и моложе», «иностранные граждане». Направлять ли суммы страховых взносов на накопительную часть работника, установит ПФР по данным персонифицированного учета, а уплата страховых взносов отражается в форме отчетности только в целом по плательщику страховых взносов. ПФР самостоятельно рассчитает сумму начисленных и поступивших взносов, предназначенных на финансирование накопительной части трудовой пенсии, по каждому человеку. Это существенно облегчит работу бухгалтерам.
Также появился новый подраздел, который отражает особенности уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам на «вредные и опасные» рабочие места по результатам проведения специальной оценки условий труда. Кроме того, в новой форме отсутствует раздел о выплатах для физических лиц-инвалидов. Раньше компаниям необходимо было подавать в ПФР список таких сотрудников. Его составление очень часто вызывало множество вопросов. Сейчас список упразднен, а данные о сотрудниках-инвалидах указываются в разделе с индивидуальными сведениями о работниках.
- Как появление новой формы отчетности отразится на работе бухгалтеров?
- Впереди традиционно не самый простой период адаптации бухгалтерских служб к новой форме отчетности. Но мы надеемся, что уже с отчетности за II квартал документ существенно облегчит работу бухгалтерам. Мы, в свою очередь, будем консультировать и оказывать помощь в заполнении новой формы, если у страхователей возникнут вопросы. В территориальных органах фонда наши специалисты могут дать все необходимые разъяснения. Дополнительные материалы размещаются на сайте ПФР, а в приложении к постановлению, которым утверждена новая форма отчетности и порядок ее заполнения, есть таблица соответствия тарифов страховых взносов и кода категории застрахованного лица, классификатор параметров, которые используются при заполнении персонифицированных сведений. Также мы планируем в ближайшее время обеспечить плательщиков страховых взносов бесплатными программами подготовки данных и единой проверочной программой.
Все вспомогательные программы по мере их готовности будут размещены на сайте ПФР в свободном доступе. Новую отчетность сотрудники территориальных органов ПФР будут проверять единым программным комплексом. По итогам проверки будет формироваться единый протокол для плательщика, фиксирующий дату и правильность принятой отчетности.
Помимо общих данных, проверка покажет, поступила ли та сумма, которая указана в отчетности, и соответствует ли она общей сумме по всем персональным данным. Если эти показатели не бьются между собой, то плательщик получит протокол с указанием ошибки.
- Недавно ПФР запустил новую услугу - «Электронный кабинет плательщика». Как он сможет помочь страхователям и как им пользоваться?
- В новом электронном сервисе на сайте ПФР «Кабинет плательщика» размещены все формы документов, форматы данных, правила проверки отчетности. Плательщик может посмотреть реестр платежей, получить справку о состоянии расчетов, оформить платежное поручение, рассчитать взносы, выписать квитанции и многое другое. Все бесплатные проверочные программы также будут размещены в «Кабинете плательщика». В будущем у этого электронного сервиса появятся дополнительные возможности. Кстати, к сервису менее чем за месяц подключились более 120 тыс. российских работодателей. Всего сервисом уже пользуются более 400 тысяч плательщиков страховых взносов. Подключиться к сервису несложно: необходимо пройти предварительную регистрацию и выбрать один из способов получения кода активации: по каналам телекоммуникационной связи либо по почте заказным письмом. По каналам телекоммуникационной связи код можно получить в том случае, если у плательщика есть соглашение с органами ПФР. Кстати, уже сегодня этим способом могут воспользоваться 87% плательщиков, которые взаимодействуют с ПФР в электронном виде по защищенным каналам связи. Когда код получен, необходимо ввести его и регистрационный номер в ПФР. Затем подтвердить согласие с условиями подключения и задать собственный пароль для входа в «Кабинет плательщика». Есть и еще один способ подключения. Можно обратиться лично в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов. В этом случае представитель плательщика лично подает в ПФР заявление.
Источник: "Российская бизнес-газета"