ВЕДУЩИЙ: В ходе своего выступления Дмитрий Анатольевич Медведев в Госдуме отметил, что он выступает против повышения пенсионного возраста. Однако глава министерства финансов Антон Силуанов выступал за его повышение. Как в ведомстве относятся к этой инициативе?
Максим ТОПИЛИН, министр труда и социальной защиты РФ: Очень рад, что позиция нашего ведомства является и позицией премьер-министра. Мы неоднократно эту тему обсуждали в ходе подготовки пакета пенсионных законов в прошлом году. Было принято однозначное решение, что сейчас нет для этого ни экономических, ни демографических, никаких других предпосылок. Это решение, как мне кажется, окончательное. Какие-то вбросы Минфин все равно может делать. Но позиция правительства заключается в том, что никакого повышения пенсионного возраста не будет. Мы исходим из того, что в пенсионной реформе предусмотрен механизм стимулирования более позднего выхода на пенсию. И это есть право выбора человека. Если человек хочет и может трудиться дольше, чем установленный возраст выхода на пенсию, он принимает такое решение добровольно и осознанно. В итоге будет получать большую пенсию в зависимости от того, насколько он продлил период своей работы, не получая пенсию. Вот такая конструкция заложена. Нам кажется, это нормальная демократичная конструкция. Для пенсионного возраста, когда у нас с вами продолжительность жизни 71 год. Разве мы можем при такой продолжительности жизни говорить о повышении пенсионного возраста, мне кажется, нет. В тех странах, где пенсионный возраст выше, продолжительность жизни значительно выше. Это европейские страны. Поэтому нам надо поработать над продолжительностью жизни сначала.
ВЕДУЩИЙ: Каким образом можно обеспечить граждан от мошенничества с материнским капиталом?
Максим ТОПИЛИН, министр труда и социальной защиты РФ: Действительно нам это очень сильно беспокоит потому, что надо сказать, это, во-первых, нарушение прав граждан, прав матерей, когда они попадают в предполагаемые различными структурами схемы. Во-вторых, это постоянный риск для работников пенсионных фондов. У нас немало проверок со стороны правоохранительных структур, которые являются не самым приятным мероприятием. Мы в прошлом году поправки в законодательство приняли, первый пакет поправок. Он заключается в том, что запрещено брать займы и гасить займы просто в организациях, не связанных с банковским сектором. Но как нам кажется, надо идти дальше, мы сейчас с Центральным банком прорабатываем вопрос, чтобы оставить кредитные схемы для приобретения жилья только в банках. У нас есть еще микрофинансовые организации и потребительские кооперативы. Надзор за ними совершенно другой. Не такой жесткий, не такой прозрачный, как за банками. Мы видим сейчас происходит с банками, какую политику проводит ЦБ. Достаточно серьезное количество банков лишаются соответствующих прав работы на рынке. Поэтому мы исходим из того, что было бы целесообразно подумать и принять такое решение, чтобы микрофинансовые организации и потребительские кооперативы пока там не будет наведен порядок, были исключены из системы работы с маткапиталом.
ВЕДУЩИЙ: В прошлом году Пенсионный фонд России получил 18 миллионов обращений о переводе пенсионных средств в негосударственные пенсионные фонды. Однако по данным начала этого года, такое количество обращений резко сократилось. В связи с чем это может быть связано?
Максим ТОПИЛИН, министр труда и социальной защиты РФ: Это могут быть только наши предположения. Половина заявок была фактически отбракована потому, что решение принимает Пенсионный фонд. Это связано с тем, что есть ошибки, неправильно указан страховщик. В прошлом году как такой противовес, аргумент за то, чтобы не реформировать накопительную составляющую пенсионные фонды все время говорили о том, что, смотрите, какой поток заявок в этом году. Он действительно был в прошлом году в 2 раза больше практически, чем в предыдущем. И все говорили о том, что, смотрите, граждане хотят участвовать в накопительной системе, а вы такие, сякие хотите ограничить права, заморозить что-то и т.д. Что и требовалось доказать. Оказалось, что половина заявок - это фактически нарушение того, как должны предоставляться эти заявлению. Это результат, как мне кажется, где-то некачественной работы, это результат где-то подложных документов и т.д. Самое главное, что мы эти сюжеты выявили, пенсионный фонд это выявил. Граждане не пострадают в результате проверок Пенсионного фонда. А в этом году мы видим нормальную картинку, когда за первый квартал многократное снижение таких заявлений. Это не какое-то доверие, недоверие, просто граждане сами это сделают, без агентов. Без какой-то пропаганды безумной. Без иногда, вы знаете, как происходило, когда человек идет за кредитом, кредит получает, ему заодно предлагают написать заявление о переводе накопительной части из одного фонда в другой. Такие ситуации, мы же знаем это все. Граждане нам рассказывают, заявления от граждан поступают по этому поводу. Поэтому здесь нет ничего страшного. Самое главное, чтобы не пострадали пенсионные права граждан. И я думаю, что в перспективе и со временем люди сами будут подавать через портал госуслуги. Человек захотел, проблем нет никаких. В электронном виде подал заявление. Очень хорошо.
ВЕДУЩИЙ: В Крыму и Севастополе уже начались выплаты пенсий в рублях. А как будет доводиться уровень крымских пенсий до среднероссийского уровня?
Максим ТОПИЛИН, министр труда и социальной защиты РФ: Во-первых, подписан указ президента. 25% доплата в апреле, 50 в мае, 75 в июне. И 100% в июле. То есть за 4 месяца мы фактически удвоим пенсии. Не фактически, удвоим. Каждый получит удвоенную пенсию. Уже в апреле практически вся работа завершена. Все пенсионеры в Крыму и Севастополе в апреле получили увеличенную на 25% пенсию. В мае, как я уже сказал, с 4 по 25 та же работа будет проведена. Параллельно мы подготовили по поручению президента Российской Федерации проект закона, который определяет правила конвертации. Этот проект закона будет в ближайшее время внесен в Государственную думу. И в весеннюю сессию, мы надеемся, его принять. В принципе, мы исходим из того, что гражданам не надо будет собирать никаких дополнительных документов. Когда человек будет приходить за назначением пенсии, он будет просто, также будет приносить трудовую книжку, необходимые справки. Как это происходит и происходило всегда в Российской Федерации. Единственная тема это то, что, когда граждане новых субъектов еще жили в условиях законодательства Украины, за них не собирали страховые взносы. Они жили в другом государстве. Поэтому вот этот период с 2002 года по настоящее время должен быть пересчитан по определенной заработной плате. Как бы виртуально сформированы страховые взносы. Естественно это будет определенные затраты федерального бюджета. И в принципе, никаких особых новелл других не будет. Сейчас мы с Минфином согласовываем эту сумму средств. Я надеюсь, что для этой работы будет проведено отделение Пенсионного фонда. И мы исходим из того, что мы должны к 1 января быть готовы начислять пенсии по российскому законодательству. Никаких сложностей я здесь не вижу. Это просто наша работа по конвертации. Она будет проходить по пенсионной формуле во всех других регионах.
ВЕДУЩИЙ: Каким образом будут учитываться пенсионные права жителей Крыма и Севастополя за тот период, когда за них не выплачивались страховые взносы.
Максим ТОПИЛИН, министр труда и социальной защиты РФ: Берем среднюю заработную плату в размере приблизительно 20-23 тысяч рублей. На нее как бы начисляем страховые взносы виртуально. И это формирует пенсионные права. Это техническая работа. Просто, так как этого в законодательстве российском этого нет, это особое положение, которое будет прописано в переходном законе. И Пенсионный фонд эту операцию просто осуществит.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо за интервью.
Источник: "Россия 24"