Андрей Исаев, заместитель Секретаря Генерального совета партии , председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.
В начале октября правительство представило президенту проект концепции развития пенсионной системы. Россия столкнулась сразу с двумя проблемами. Первая - старение нации. С одной стороны, увеличивается продолжительность жизни, с другой - меняется соотношение между количеством работающих и количеством пенсионеров. Если эта тенденция сохранится, то к 2030 году у нас на одного работающего будет один пенсионер. Вторая проблема - демографический кризис. На работу приходят те, кто родился в 90-е годы - период огромного спада рождаемости. В результате - нехватка работающих людей.
В этой ситуации нужно решать, что сделать, чтобы при росте количества пенсионеров и сокращении количества работающих пенсии не сокращались и становились более достойными.
В правительстве по этому вопросу велись большие споры. Минфин и Минэкономразвития настаивали на повышении пенсионного возраста, на временной приостановке индексации пенсий и делали ставку на накопительную часть. выступила категорически против этих предложений. Минтруда предложило альтернативную концепцию, согласно которой пенсионный возраст не повышается, пенсии не замораживаются, ставка только на накопительную часть не будет сделана.
Для пополнения Пенсионного фонда и решения проблемы дефицита предлагается несколько решений.
Первое
Это ответ на вопрос с досрочными пенсиями. На пенсию досрочно, из-за вредных и опасных условий труда, уходит примерно треть пенсионеров. Сегодня 75% ушедших на пенсию досрочно продолжают работать там же, где работали. Получается, что досрочные пенсии выступают как доплаты к зарплате человека и решают финансовые проблемы частных работодателей. Предлагается от этого отказаться и по существующим сейчас спискам вредности установить доплаты работодателей начиная с 2013 года. В результате Пенсионный фонд получит дополнительные средства и сможет спокойно проводить индексацию пенсий всем пенсионерам: и досрочникам, и тем, кто выходит на пенсию в срок.
Второе
Это решение вопроса с самозанятым населением. Сегодня индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, нотариусы, адвокаты и т. п. платят взнос в Пенсионный фонд, равный 26% от одного минимального размера оплаты труда (около 1 тысячи рублей). Минимальный стаж, во время которого нужно платить такие взносы для получения трудовой пенсии, 5 лет. После этого человек, выйдя на пенсию, в среднем 20 лет будет получать никак не меньше 6 тысяч рублей в месяц. Понятно, что если самозанятые платят в несколько раз меньше, чем в дальнейшем будут получать, это значит, что все остальные доплачивают за них. Поэтому взносы самозанятого населения предлагается поэтапно поднять до разумного предела.
Третье
Это решение вопроса с накопительной частью пенсии. Сейчас для граждан России моложе 1967 г. рождения действует принцип: из 22% (в будущем - 26%), которые выплачиваются от их заработной платы в Пенсионный фонд, 6% перечисляются на накопительный счет. И дальше они должны либо отдать эти средства какому-то негосударственному пенсионному фонду, либо их деньги инвестирует государство. Сегодня менее 20% выбрали негосударственные пенсионные фонды. Подавляющее большинство - это , которые свои деньги никуда не направляют. Государство размещает их средства в низкодоходных, но надежных бумагах . Ставка по этим бумагам в некоторые годы была ниже, чем уровень инфляции. Получается, что эта накопительная часть не накапливается, а, наоборот, убывает.
Есть еще страховая часть. Это тоже наши деньги, которые учитываются на персональном счете каждого из нас. Как показывают расчеты, при выходе на пенсию граждан 1966 года рождения, которые не участвуют в накопительной системе, и граждан 1967 года рождения, участвующих в ней, у последних пенсия в среднем окажется ниже на 14%. Потому что страховая часть индексируется более высоко. Ее средняя индексация в год составляет 10 - 11%, а средняя индексация накопительной части - 6,5%. Поэтому правительство предложило большую часть этой накопительной части (4%) присоединить к страховой, а 2% оставить. Я считаю, что надо все деньги присоединить к их страховой части. Это будет честнее и по отношению к нынешним пенсионерам, и по отношению к . При этом надо учесть права тех, кто активно работает с накопительной частью, хотя их меньшинство.
Кроме того, отмечу, что в презентационных материалах концепции прозвучала своеобразная чеканная формула: 40-20-20-40. Предполагается, что человек, за которого 40 лет будут платить 20% от его заработка в Пенсионный фонд, будет иметь в последующие 20 лет право и возможность получать 40% от своего предыдущего заработка. Для того чтобы получить пенсию в полном объеме, нам надо работать 40 лет. Для людей, которые получали очное высшее образование, это фактически будет означать повышение установленного пенсионного возраста. Но взносы в Пенсионный фонд по закону должны составлять не 20%, а 26%. Поэтому я считаю, что более правильным было бы установить формулу 30-26-20-40. Человек, разумеется, будет получать пенсию не только в течение 20 лет, а до конца жизни.
За пределами рассуждений авторов пенсионной концепции лежит другое важное обстоятельство. По причине нехватки трудовых ресурсов рабочие места ушедших на пенсию россиян частично будут занимать приезжающие мигранты. Согласно соцпрогнозам, треть из них планируют остаться в России, а значит, будут претендовать на пенсию. Поэтому если все трудовые мигранты будут работать легально, получать заработок и за них будут уплачиваться пенсионные взносы, для пенсионной системы России это будет выгодно.
Сейчас же главное - максимально широко обсудить предложенную стратегию, чтобы большинство граждан воспринимали изданные на ее основе законы как понятные и справедливые.
В начале октября правительство представило президенту проект концепции развития пенсионной системы. Россия столкнулась сразу с двумя проблемами. Первая - старение нации. С одной стороны, увеличивается продолжительность жизни, с другой - меняется соотношение между количеством работающих и количеством пенсионеров. Если эта тенденция сохранится, то к 2030 году у нас на одного работающего будет один пенсионер. Вторая проблема - демографический кризис. На работу приходят те, кто родился в 90-е годы - период огромного спада рождаемости. В результате - нехватка работающих людей.
В этой ситуации нужно решать, что сделать, чтобы при росте количества пенсионеров и сокращении количества работающих пенсии не сокращались и становились более достойными.
В правительстве по этому вопросу велись большие споры. Минфин и Минэкономразвития настаивали на повышении пенсионного возраста, на временной приостановке индексации пенсий и делали ставку на накопительную часть. выступила категорически против этих предложений. Минтруда предложило альтернативную концепцию, согласно которой пенсионный возраст не повышается, пенсии не замораживаются, ставка только на накопительную часть не будет сделана.
Для пополнения Пенсионного фонда и решения проблемы дефицита предлагается несколько решений.
Первое
Это ответ на вопрос с досрочными пенсиями. На пенсию досрочно, из-за вредных и опасных условий труда, уходит примерно треть пенсионеров. Сегодня 75% ушедших на пенсию досрочно продолжают работать там же, где работали. Получается, что досрочные пенсии выступают как доплаты к зарплате человека и решают финансовые проблемы частных работодателей. Предлагается от этого отказаться и по существующим сейчас спискам вредности установить доплаты работодателей начиная с 2013 года. В результате Пенсионный фонд получит дополнительные средства и сможет спокойно проводить индексацию пенсий всем пенсионерам: и досрочникам, и тем, кто выходит на пенсию в срок.
Второе
Это решение вопроса с самозанятым населением. Сегодня индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, нотариусы, адвокаты и т. п. платят взнос в Пенсионный фонд, равный 26% от одного минимального размера оплаты труда (около 1 тысячи рублей). Минимальный стаж, во время которого нужно платить такие взносы для получения трудовой пенсии, 5 лет. После этого человек, выйдя на пенсию, в среднем 20 лет будет получать никак не меньше 6 тысяч рублей в месяц. Понятно, что если самозанятые платят в несколько раз меньше, чем в дальнейшем будут получать, это значит, что все остальные доплачивают за них. Поэтому взносы самозанятого населения предлагается поэтапно поднять до разумного предела.
Третье
Это решение вопроса с накопительной частью пенсии. Сейчас для граждан России моложе 1967 г. рождения действует принцип: из 22% (в будущем - 26%), которые выплачиваются от их заработной платы в Пенсионный фонд, 6% перечисляются на накопительный счет. И дальше они должны либо отдать эти средства какому-то негосударственному пенсионному фонду, либо их деньги инвестирует государство. Сегодня менее 20% выбрали негосударственные пенсионные фонды. Подавляющее большинство - это , которые свои деньги никуда не направляют. Государство размещает их средства в низкодоходных, но надежных бумагах . Ставка по этим бумагам в некоторые годы была ниже, чем уровень инфляции. Получается, что эта накопительная часть не накапливается, а, наоборот, убывает.
Есть еще страховая часть. Это тоже наши деньги, которые учитываются на персональном счете каждого из нас. Как показывают расчеты, при выходе на пенсию граждан 1966 года рождения, которые не участвуют в накопительной системе, и граждан 1967 года рождения, участвующих в ней, у последних пенсия в среднем окажется ниже на 14%. Потому что страховая часть индексируется более высоко. Ее средняя индексация в год составляет 10 - 11%, а средняя индексация накопительной части - 6,5%. Поэтому правительство предложило большую часть этой накопительной части (4%) присоединить к страховой, а 2% оставить. Я считаю, что надо все деньги присоединить к их страховой части. Это будет честнее и по отношению к нынешним пенсионерам, и по отношению к . При этом надо учесть права тех, кто активно работает с накопительной частью, хотя их меньшинство.
Кроме того, отмечу, что в презентационных материалах концепции прозвучала своеобразная чеканная формула: 40-20-20-40. Предполагается, что человек, за которого 40 лет будут платить 20% от его заработка в Пенсионный фонд, будет иметь в последующие 20 лет право и возможность получать 40% от своего предыдущего заработка. Для того чтобы получить пенсию в полном объеме, нам надо работать 40 лет. Для людей, которые получали очное высшее образование, это фактически будет означать повышение установленного пенсионного возраста. Но взносы в Пенсионный фонд по закону должны составлять не 20%, а 26%. Поэтому я считаю, что более правильным было бы установить формулу 30-26-20-40. Человек, разумеется, будет получать пенсию не только в течение 20 лет, а до конца жизни.
За пределами рассуждений авторов пенсионной концепции лежит другое важное обстоятельство. По причине нехватки трудовых ресурсов рабочие места ушедших на пенсию россиян частично будут занимать приезжающие мигранты. Согласно соцпрогнозам, треть из них планируют остаться в России, а значит, будут претендовать на пенсию. Поэтому если все трудовые мигранты будут работать легально, получать заработок и за них будут уплачиваться пенсионные взносы, для пенсионной системы России это будет выгодно.
Сейчас же главное - максимально широко обсудить предложенную стратегию, чтобы большинство граждан воспринимали изданные на ее основе законы как понятные и справедливые.