Минздравсоцразвития РФ предполагает в 2012–2013 годах кардинально изменить параметры пенсионной системы с помощью модернизированной пенсионной формулы, которая, как раньше, будет учитывать стаж работы. Будет ли повышаться пенсионный возраст после пенсионной реформы, что ждет накопительную систему, появятся ли новые возможности использования материнского капитала – на эти и другие вопросы ответил председатель Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов в интервью корреспонденту РИА Новости Татьяне Виноградовой во время работы международного экономического форума в Санкт-Петербурге.
- Антон Викторович, как вы считаете, исходя из предложений Минздравсоцразвития, целесообразно ли каждые десять лет менять пенсионную систему, учитывая, что пенсионные деньги – это все-таки "длинные" деньги?
- Глобальная реформа была в начале 2000-х годов, когда система перешла к страховым принципам пенсионного обеспечения. Теперь эта система эволюционирует и совершенствуется.
В ходе реформ 2010 года, чтобы граждане не получали пенсию ниже прожиточного минимума, мы провели валоризацию пенсионных прав советского периода, определили главные ориентиры пенсионной системы для ныне работающих, повысили порог зарплаты, с которого берутся страховые взносы.
Но в 2010 году остался нерешенным вопрос долгосрочной сбалансированности пенсионной системы, а также вопросы досрочных пенсий, накопительной части и многое из того, что касается пенсионных прав. Все это мы отложили на второй этап и сейчас как раз этим и занимаемся. За один раз все нельзя было сделать, все решения должны быть выверенными и обоснованными.
Правила, по которым рассчитывается и назначается трудовая пенсия (пенсионная формула) требуют пересмотра. Сегодня в ней отсутствует учет продолжительности трудового стажа. Ведь суть солидарной пенсионной системы состоит в том, что работающие платят пенсии тем, кто уже вышел на пенсию. Это принципиальное отличие от добровольного пенсионного обеспечения, где человек или его работодатель вносит деньги на пенсионный счет и затем до исчерпания средств получает их на пенсии. В солидарной системе смысл другой, большее значение должно придаваться тому, сколько человек проработал, чтобы пользоваться этой системой.
Поэтому в пенсионной формуле нужно учитывать стаж, должны быть заложены критерии, которые позволяют сбалансировать объем обязательств в каждом конкретном году под те объемы, которые у нас получаются за счет страховых взносов.
Пенсионная реформа была сознательно разбита на этапы, потому что без пошагового и последовательного совершенствования модели мы полностью к страховой системе не перейдем, а наша задача - сбалансировать страховую часть, чтобы она была управляемой.
Ответ на вопрос, какая, в конце концов, будет конструкция, можно будет дать в следующем году, когда будет принята стратегия и начнут разрабатываться законы. Мы считаем, что это правильное направление, но окончательная конструкция будет уже определена в процессе обсуждения.
- Многие эксперты считают, что без повышения пенсионного возраста в России все-таки не обойтись. Как вы думаете, готовы ли граждане России выходить на пенсию позже?
- По поводу пенсионного возраста хочу сказать, что тут уже все точки над "i" расставлены. У нас сейчас нет оснований для повышения пенсионного возраста. Граждане, как показывают опросы, не готовы выходить на пенсию.
- Но ведь, если с 2014 года пенсии будут рассчитываться исходя из стажа и заработка, значит, у людей будет стимул работать больше, то есть, по сути, произойдет добровольное повышение пенсионного возраста?
- У них и сейчас есть стимул работать больше. Всем пенсионерам, которые вышли на пенсию, ежегодно пересчитывается пенсия в зависимости от поступивших за них страховых взносов.
- Насколько интересна россиянам проблема государственного софинансирования пенсий?
- Эта программа позволяет привлечь граждан в накопительную часть обязательного пенсионного страхования (ОПС) и самостоятельно, независимо от зарплаты, от взносов работодателя, увеличивать размер будущей пенсии.
В 2010 году рекордное количество граждан перешло в НПФ (негосударственные пенсионные фонды – ред.), больше 3,5 миллиона человек. Это очень хороший показатель, показатель доверия к накопительной системе. Это положительно повлияло и на реализацию программы софинансирования. У нас всего более 5,2 миллиона человек уже вступили в эту программу, причем 1,2 миллиона из них - в этом году. Объем добровольных платежей участников программы был в 2010 году 3,4 миллиарда рублей, а сейчас у нас уже где-то 1,3 миллиарда рублей за пять месяцев, что на 200 миллионов превышает прошлогодний показатель. Результат неплохой. С учетом того, что граждане больше делают взносов во втором полугодии, мы думаем, что в этом году показатели будут выше прошлогодних.
Но есть факторы, сдерживающие эту программу. Нужно решать вопрос наследования и гарантий сохранности пенсионных накоплений, инвестирования этих средств, особенно в неблагоприятные периоды. Надо, наконец, принять закон о правилах выплаты пенсионных накоплений. Если эти вопросы будут решены, то помимо того, что это в принципе выгодно, и я сам вступил в эту систему и всем советую, это придаст еще большую динамику программе.
- В начале 2011 года говорилось о том, что способы использования материнского капитала должны быть расширены. Есть ли какие-то идеи на этот счет? Можно ли ожидать в этом году каких-то новшеств?
- Мы поддержали инициативу продлить срок выдачи сертификата еще на 10 лет до 2025 года, и предоставление возможности использовать его на оплату содержания детей в детском саду. Для детсадов не нужно вносить каких-то кардинальных изменений в закон, поскольку, по сути, это направление маткапитала на образование. Здесь вопрос трактовки: Минобрнауки должно приравнять посещение детского сада к образованию, дошкольному, но образованию.
Что касается других направлений, таких как покупка машин, лечение и так далее, то это уже, на наш взгляд, серьезное расширение сферы его применения, которое граничит просто с выдачей капитала на руки. Здесь надо очень серьезно подумать.
В целом семьи очень активно используют средства маткапитала на эти направления. В 2011 году на его выплату зарезервировано 120 миллиардов рублей, а мы уже за пять месяцев выдали порядка 70 миллиардов. Пока у нас все идет с хорошим опережением графика. Мы приближаемся к выдаче трехмиллионного сертификата, уже 300 тысяч сертификатов выдали в этом году.
- Каковы промежуточные итоги по сбору страховых взносов в 2011 году?
- Нормальные. Все идет в штатном режиме. Мы уже второй год администрируем. Еще в прошлом году с учетом макроэкономического прогноза сделали прогнозные планы по сборам с учетом нового тарифа, новых категорий льготников и повышения зарплатной планки. При этом, несмотря на повышение страховых взносов, у подавляющего числа предприятий фонд оплаты труда растет, и количество занятых не уменьшается. По сбору страховых взносов мы идем с опережением нашего графика, где-то примерно на 3%. Показательными будут цифры за первое полугодие. Сейчас собрано взносов на уровне 1,2 триллиона рублей.
- Недавно Пенсионный фонд России заявил о том, что принял решение расторгнуть трансферагентские соглашения с тремя крупными негосударственными пенсионными фондами РФ. Есть ли на примете у ПФР еще какие-то "недобросовестные" фонды, которым грозит та же участь?
- К сожалению, в этом году жалоб уже в 2,5 раза больше, чем за весь прошлый год. Мы предупредили три фонда о том, что в двухнедельный срок расторгнем с ними трансферагентские соглашения. Еще по десяти фондам мы проводим проверки исполнения ими трансферагентских соглашений, и до 1 июля по их результатам также будем проводить анализ, смотреть и принимать меры.
Угроза расторжения трансферагентских соглашений сильно взбодрила рынок, на мой взгляд, в правильном направлении. Фонды вплотную занялись проблемой, стали экстренно принимать меры по обеспечению контроля за действиями своих агентов. За рекордное количество времени они урегулировали с гражданами почти половину жалоб. Я думаю, что в ближайшие месяц-полтора урегулируют остальные. И сейчас мы производим с ними выверку информации по жалобам. К 30 июня у нас будет более полная картина.
Поскольку жалобы урегулированы не все и не по всем регионам, то в таких регионах соглашения расторгнем. А если жалоб в регионе нет, то и юридических оснований расторгать соглашения у нас тоже нет. Естественно, мы и дальше будем мониторить ситуацию, так что вопрос быстрого урегулирования жалоб граждан касается всех 30 НПФ, в адрес которых в этом году идут претензии от граждан.
Расторгая соглашения, мы не отнимаем у фондов лицензию, не запрещаем им работать в системе ОПС. Вся риторика о том, что мы закрываем фонды, надуманная, не имеет под собой оснований. Мы не будем доводить процесс расторжения соглашений до фанатизма, у нас нет такой задачи, но мы однозначно за безусловное соблюдение права гражданина на выбор управляющей организации.
- Завершился ли спор между ПФР и НПФ по выплате накопительной части пенсии людям старшего возраста, у которых уже возникли такие права, поскольку они платили двухпроцентные взносы с 2002 по 2005 год?
- У нас на выходе уже закон о финансировании накопительной части, чтобы с 1 января 2012 года приступить к выплатам. Сейчас некоторые граждане уже досрочно выходят на пенсию. У них есть пенсионные накопления, но очень небольшие, потому что и тариф был низкий, и в накопительной системе они были недолго. Пока в проекте закона прописано, что если накопительная часть их пенсии составляет меньше 5% размера пенсии, то все надо выплатить разово. Все остальные будут получать накопительную часть в составе пенсии ежемесячно. С 2012 года эту пенсию будут получать несколько сот тысяч граждан.
- Вообще, споры в обществе по поводу будущего накопительного компонента пенсии не утихают. Какая у вас позиция, нужно ли его отменять?
- Никто не ликвидирует накопительную часть. Это позиция и ПФР, и Минздравсоцразвития России. Я считаю, что тот, кто делает спекуляции на этом вопросе, преследует какие-то иные цели. Накопительная часть требует совершенствования по многим параметрам, по таким вопросам, как страхование рисков, гибкость в инвестировании, возможность наследования накоплений, установление равных правил для всех участников этой системы. Ничего не менять в накопительном компоненте невозможно. С этим согласны и НПФы. Все заявляют о том, что решение этих вопросов сделает систему более эффективной и привлекательной. Это и надо обсуждать в конструктивном русле. Я думаю, что мы эти дискуссии продолжим. Накопительный элемент введен, он существует и надо дальше его развивать.
Cтаж работы обязательно нужно учитывать при расчете пенсии