Материалы "Юридической недели" подготовлены совместно с Ассоциацией юристов России
О планах Пенсионного фонда РФ его председатель Антон Дроздов рассказал в интервью члену президиума Ассоциации юристов России Михаилу Барщевскому.
Скажите, пожалуйста, можно ли уже считать, что пенсионная реформа провалилась?
Конечно же, так считать нельзя, и для этого нет оснований. Пенсионная реформа - это процесс. В каждый из периодов проведения преобразований решались конкретные вопросы. В 2002 году мы занимались конвертацией советских пенсионных прав, перешли на новую структуру пенсии и новые принципы индексации. Какие-то вопросы, например связанные с накопительной частью, досрочными пенсиями, на тот момент не были решены. В 2009 году речь шла прежде всего об устранении недочетов реформы 2002 года - доведении пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера, переводе базовой части в страховую, проведении валоризации пенсионного капитала, сформированного еще в советский период. Вся пенсионная система перешла к страховой модели как единому источнику формирования пенсионных прав. Не могу сказать, что все проблемы сняты. Но сейчас в соответствии с поручением президента подготовлена долгосрочная стратегия развития пенсионной системы, предполагающая их решение.
Какая часть трудовой пенсии сегодня в процентном отношении выплачивается за счет средств Пенсионного фонда, а какая за счет бюджета?
На днях я выступал на Совете Федерации с отчетом за 2009 год, в котором действовала старая система, имеется в виду ЕСН и т.д. Расчет следующий: 40 процентов - страховые взносы, 60 процентов - средства федерального бюджета. При этом из 1,9 триллиона рублей, выделенных из федерального бюджета, только 400 миллиардов пошли на погашение дефицита. Все остальное, например, социальные пенсии, материнский капитал и т.д. - это обязательства федерального бюджета, которые выплачиваются через Пенсионный фонд.
Соотношение за 2010 год можете назвать?
2 триллиона приходится на страховые взносы и приблизительно 1,3 триллиона - на федеральный бюджет. Это по трудовым пенсиям. В 2011 году ситуация сильно улучшится, из федерального бюджета понадобится лишь 876 млрд рублей.
Правда ли, что в стране пенсионеров на 10 миллионов человек больше, чем людей, достигших пенсионного возраста?
Да, из 36 миллионов лишь около 26 являются пенсионерами по старости, причем 30 процентов из них уходят на пенсию раньше установленного срока.
А кто оставшиеся 10 миллионов?
Кроме пенсии по старости в стране есть еще пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Мне рассказывал Починок, что используемую у нас солидарную систему пенсионного обеспечения придумал Бисмарк, когда на сто работающих приходилось три пенсионера. Сейчас соотношение - полтора работающих на одного пенсионера. Может ли система существовать при таком соотношении или это тупик?
Нашу пенсионную систему следует считать не солидарной в чистом виде, а смешанной. Мы исходим из долгосрочных экономических расчетов министерства экономического развития, демографических данных и прогнозов, которые рассчитывают соотношение между работающими и пенсионерами до 2060 и даже 2075 годов. По этим оценкам, уже через 15-20 лет соотношение между работающими и пенсионерами станет 1:1. Именно тогда люди моложе 1967 года рождения будут массово выходить на пенсию. Но для этого и была введена накопительная часть пенсии, создана определенная "подушка безопасности" пенсионной системы.
Конечно, опасность кризиса пенсионной системы существует в любом государстве. Но во всем мире ее тщательно просчитывают. Наши расчеты показывают, что в России в относительном выражении к ВВП дефицит пенсионной системы уменьшается. Сейчас мы работаем над балансом между накопительной и страховой частями, созданием механизма, который повысил бы эффективность функционирования каждой составляющей и дополнительно снизил бы дефицит пенсионной системы.
Я давно вынашиваю простое по форме, но радикальное по содержанию предложение - освободить от оброка тех, кто не верит в пенсионную систему. Пусть платят, сколько нужно, на инвалидов, а остальное - откладывают, вкладывают в золото, недвижимость, образование - куда угодно. Если люди готовы отказаться от государственной пенсии и взять риски по обеспечению в старости на себя, нужно предоставить им это право.
Солидарная система предполагает, что риски распределяются между большим числом людей. Если у некоторых людей все хорошо, это не умаляет достоинства солидарной системы, потому что она существует не для богатых, а прежде всего средне- и малообеспеченных, людей с ограниченными возможностями, потерявшими кормильца и т.д. Но главное - по Конституции государство обязано предоставить людям социальную защиту, в том числе медицинское и пенсионное страхование. Исключения быть не может.
В Конституции не сказано, что можно обирать меня, чтобы выплатить пенсию какому-то алкашу, который спьяну стал инвалидом.
Если человек зарабатывает более 415 тысяч рублей в год, с дохода, превышающего эту сумму, не взимаются страховые взносы в ПФР. Каждый может размещать этот доход на банковских депозитах или покупать ценные бумаги, участвовать в любых добровольных системах пенсионного обеспечения и т.д. То есть существующая ставка позволяет работодателю платить налог не со всего фонда заработной платы, а только с зарплат, не превышающих 34,5 тысячи рублей в месяц. Кстати, было предложение платить со всего дохода, но оно не прошло. У нас все, что поступило за конкретного человека, накапливается, образуя его пенсионный капитал, который делится на количество месяцев, принятое за средний возраст нахождения на пенсии. Так определяется месячная сумма пенсии, и если, например, человек получал 1 миллион в месяц, выплаты могут оказаться существенными и для пенсионной системы.
Это же лукавство. У нас средняя продолжительность жизни мужчины 62 года. Значит, он успевает побыть на пенсии всего два года?
Вообще-то мужчины в среднем на пенсии находятся более 14 лет, а не два, только не все мужчины у нас до 60 лет доживают. По общеевропейским нормам минимальная продолжительность жизни на пенсии должна быть 17 лет.
Вы сами сможете прожить на ту пенсию, которая вам будет положена?
Мне еще минимум четырнадцать лет до пенсии. Надеюсь, к этому времени страховой механизм, который мы заложили, выровняет ситуацию и позволит замещать до 40 процентов страхуемого заработка. При этом я формирую дополнительную пенсию, участвуя в добровольной пенсионной программе и программе государственного софинансирования пенсии. За границей так, кстати, все живут. Не только на государственную пенсию. Например, в Германии средняя пенсия 1100 евро.
И почему все пенсионеры у них такие богатые?
Потому что там люди всю свою трудовую жизнь думают о пенсии, откладывают средства. Существуют государственные и добровольные программы, хорошо рассчитанные инвестиционные продукты. И то же самое должно быть у нас. Что-то аккумулирует солидарная система, а остальное - другие инструменты, которыми уже можно воспользоваться. Законы есть. Их нужно активно использовать.
Вы финансист суперуровня, зачем вы согласились на эту работу? В наше время председатель Пенсионного фонда - должность расстрельная по определению. Что бы вы ни сделали, будут недовольны и верхи, и низы.
Волков бояться - в лес не ходить. Захотелось самостоятельной работы, которая помогла бы мне проверить себя. И потом с министром Татьяной Голиковой я работал и раньше, я очень высокого мнения о ее профессиональных качествах. В общем, я принял предложение и не жалею, мне интересно.
Вы подчиняетесь министру?
Да, это введено с 2004 года. Хотя у нас менее жесткая форма подчинения, чем у агентств в составе министерства. Их работу министерство контролирует, а нашу координирует. Наш бюджет, который я представляю Думе, проходит те же стадии, что и федеральный. В новом законе о пенсионном фонде вся эта форма сохраняется.
Как вы относитесь к идее увеличения пенсионного возраста?
Негативно, потому что есть обстоятельства, которые этому препятствуют. С одной стороны, не решен вопрос, как быть с теми, кто досрочно выходит на пенсию, таких пенсионеров сегодня 10,5 млн. А с другой, у нас до пенсионного возраста не доживает 20 процентов людей. Очень многие становятся инвалидами, теряют трудоспособность по общим заболеваниям и тоже не могут работать. Страны, которые пошли по пути увеличения пенсионного возраста, столкнулись с серьезными проблемами. Как правило, когда принимается решение о повышении возраста, человеку дают право выбора, позволяют уйти раньше, но с некоторым дисконтом к пенсии. И люди уходят. К тому же рабочие места для шестидесятилетних - это проблема. Но главное - у нас еще не та продолжительность жизни. И опросы показывают, что 70 процентов населения против повышения пенсионного возраста. С этим тоже надо считаться.