В пятницу Дума наконец примет закон о так называемой пенсионной реформе. Единый социальный налог, который платят сегодня работодатели, с 2010 года заменят страховыми взносами, а совокупная ставка вырастет с сегодняшних 26 до 34%. О том, что это даст пенсионерам, куда во время кризиса лучше вкладывать пенсионные накопления и что будет с самим Пенсионным фондом, корреспонденту Newsweek Надежде Иваницкой рассказал председатель правления Пенсионного фонда Антон Дроздов.
Что изменит для граждан очередная пенсионная реформа?
Это не реформа, это корректировка законодательства. Предстоящие изменения не меняют принципы пенсионной системы. Гражданам они дают только одно—повышаются пенсии. Социальная пенсия повысится до прожиточного минимума пенсионера в регионе. Для этого будут установлены социальные доплаты из федерального и региональных бюджетов. Что касается трудовых пенсий, то для пенсионеров, имеющих большой дореформенный стаж, целевой уровень пенсии—2,5 прожиточных минимума пенсионера к 2020 году, а у тех, кто начал работать после 2002 года,—40% от среднего заработка. Для этого намечена валоризация—переоценка пенсионных прав, сформированных до реформы 2002 года в зависимости от стажа. В 2010 году среднегодовой размер трудовой пенсии за счет валоризации и индексаций возрастет до 7746 рублей.
А почему нельзя было подождать, пока кризис закончится?
Кризис—явление временное, а формирование сбалансированной пенсионной системы—задача стратегическая. Сейчас бюджет Пенсионного фонда более чем на 60% формируется за счет средств федерального бюджета. По расчетам, после 2020 года доля бюджета уже составляла бы около 80%, а после 2030 года—более 90%. Это уже не система пенсионного страхования, это соцобеспечение. С заменой соцналога страховыми взносами система становится более сбалансированной. Кроме того, нагрузка на бизнес пока не меняется. Тариф страхового взноса в 2010 году останется на уровне нынешнего соцналога. Повышение страховых взносов отложено на год. Есть поручение президента страны, чтобы с 2011 года бизнесу эту нагрузку каким-то образом возместить.
А сколько людей уже начали откладывать себе на старость самостоятельно?
Таких людей все больше, благо инструментов достаточно. В программу государственного софинансирования пенсий за 9 месяцев вступили 1,4 млн россиян. Я считаю, эта программа очень эффективная, я сам в нее вступил. Например, в Германии правительство софинансирует только €90 и то не всем, а в России—всем желающим и в три раза больше: до 12 000 рублей в год.
Еще более 6 млн человек участвуют в добровольных негосударственных пенсионных программах. В основном это корпоративные программы крупных компаний, имеющих свои фонды. Но при этом свыше 90% россиян, у которых формируется накопительная часть пенсии по обязательному пенсионному страхованию, остаются «молчунами», оставившими ее в государственной управляющей компании. Они либо не разобрались в открывающихся возможностях, либо сознательно не захотели доверить накопительную часть своей пенсии частным управляющим компаниям и фондам.
И правильно сделали, как показывает практика.
Это вопрос личной стратегии. Частные управляющие компании могут больше заработать, но потом и больше потерять. В период кризиса государственная управляющая компания—Внешэкономбанк—распорядилась накоплениями более успешно, чем частники. В 2008 году была практически нулевая доходность, тогда как почти все остальные—в минусе. Зато по итогам первого квартала 2009 года большинство частных управляющих компаний обеспечили лучшую доходность, чем ВЭБ. Некоторые показали свыше 80% годовых.
Закрыта ли тема о повышении пенсионного возраста?
Наше общество к этому сейчас не готово. Да и нельзя пенсионный возраст увеличить в одночасье. В других странах, как правило, законодательно закрепляется уже сложившаяся практика: если большинство граждан продолжают работать после наступления пенсионного возраста, значит, люди готовы к повышению пенсионной планки. Мы пошли по другому пути. Если работник, имеющий 30-летний стаж, достиг пенсионного возраста, но не оформляет пенсию, то фиксированный базовый размер его пенсионного капитала будет увеличиваться на 6% в год. Таким образом государство стимулирует граждан выходить на пенсию позже—экономическими методами, а не административными.
Будет ли меняться статус Пенсионного фонда?
Давно пора. Положение о фонде регулируется постановлением Верховного совета 1991 года, функции рассыпаны по разным законам. Нам с этими документами даже сложно в суд идти. Нам говорят: а вы кто? В одном месте написано—финансово-кредитное учреждение, которое действует по закону о банках и банковской деятельности, а в другом законе — просто госучреждение. Эта путаница осложняет работу. Сейчас готовится проект закона, в котором будут прописаны все полномочия Пенсионного фонда, все функции, которые мы де-факто выполняем. Этот закон определит статус фонда как некоммерческой организации—государственного внебюджетного фонда.
О Фонде
- О Фонде
- Руководство СФР
- Правление Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
- Совет по вопросам развития социального и пенсионного страхования
- Совет по совершенствованию работы территориальных органов
- Межрегиональный информационный центр Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (МИЦ СФР)
- Законодательство
- Международное сотрудничество
- Публично раскрываемые показатели бюджетной отчетности
- Вакансии
- Государственные услуги
- Центры реабилитации
- Информационные системы, базы и реестры
- Политика СФР в работе с персональными данными
- Результаты проведения специальной оценки условий труда
- Закупки
Гражданам
- Пенсионерам
- Людям с инвалидностью
- Семьям с детьми
- Трудоспособному населению
- Федеральным льготникам
- Личный кабинет гражданина
- Информация для иностранных граждан
- Пострадавшие от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- Социальные выплаты и меры поддержки гражданам
- Материнский (семейный) капитал
- Электронная трудовая книжка
- Электронный листок нетрудоспособности
- Что нужно знать о пенсионной системе
- Добровольное вступление в правоотношения по ОСС
- Добровольное вступление в правоотношения по ОПС
- Единое пособие
- Объединение ПФР и ФСС
- Участникам специальной военной операции и их семьям
- Дополнительные гарантии волонтерам, лицам, направленным (командированным) на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, лицам, выполняющим работы на территориях отдельных субъектов РФ, и членам их семей
- Компенсации добровольцам, получившим вред жизни или здоровью при осуществлении добровольческой деятельности
- Меры поддержки Социального фонда в новых субъектах РФ
- Центры общения старшего поколения
- Новый механизм назначения и выплаты социального пособия на погребение
Страхователям, самозанятым и медицинским организациям
- Кабинет страхователя
- Общая информация для работодателей
- Электронный листок нетрудоспособности
- Субсидии за трудоустройство безработного
- Подтверждение ОВЭД страхователя
- Страховые взносы и тарифы
- Медицинским организациям
- Специальная социальная выплата медицинским работникам
- Правила возмещения страхователям расходов на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами
- Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, экспертиза для проверки наступления страхового случая
- Дополнительные гарантии волонтерам, лицам, направленным (командированным) на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, лицам, выполняющим работы на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, и членам их семей
- Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
Электронные сервисы и информация
Дополнительная информация
Социальные сети