В соответствии с пунктом 45 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 мая 2019 г. № 312п (далее — Административный регламент), гражданин в праве обратиться с заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, в любой территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, многофункциональный центр в пределах территории Российской Федерации по выбору гражданина независимо от его места жительства (пребывания), места фактического проживания.

Граждане, проживающие за рубежом могут подать заявление с документами непосредственно в СФР (лично или через доверенное лицо (представителя)[1]), либо направить посредством почтовой связи, либо в форме электронного документа через портал Госуслуг (gosuslugi.ru).

При направлении заявления посредством почтовой связи, в соответствии с п. 10 Правил[2] установление личности, свидетельствование подлинности подписи заявителя на заявлении, удостоверение верности копий приложенных документов осуществляется:

- нотариусом или иным лицом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

- должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации в случае, если гражданин постоянно проживает за пределами территории Российской Федерации.

К заявлению должны быть приложены документы, предусмотренные Административным регламентом (копии документов, верность которых заверена нотариусом или иными лицами в порядке, предусмотренном законодательства Российской Федерации):

- удостоверяющие личность лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки (в случае, если в заявлении удостоверительная надпись нотариуса, свидетельствующая подлинность подписи и установление личности, не содержит сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя);

- подтверждающие принадлежность к гражданству Российской Федерации ребенка в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;

- подтверждающие рождение (усыновление) детей.

О легализации документов (в т.ч. свидетельств о рождении, об изменении «Фамилии, Имени, Отчества, о заключении брака и др., выданных компетентными органами иностранного государства).

Документы, выданные компетентным органом иностранного государства (в т.ч. свидетельство о рождении и др.), должны быть переведены на русский язык. В случае представления официальных иностранных документов стран – участников Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 05.10.1961 необходимо их удостоверение путем проставления «апостиля» компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен в соответствии со ст. 4 этой Конвенции.

О документах, подтверждающих гражданство Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2011 № 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации» наличие гражданства Российской Федерации у ребенка в возрасте до 14 лет может быть подтверждено следующими документами:

а) имеющимся у ребенка заграничным, дипломатическим или служебным паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

б) паспортом гражданина Российской Федерации родителя, в том числе заграничным, дипломатическим или служебным паспортом, в который внесены сведения о ребенке;

в) свидетельством о рождении, в которое внесены сведения:

- о гражданстве Российской Федерации обоих родителей или единственного родителя (независимо от места рождения ребенка);

- о гражданстве Российской Федерации одного из родителей, если другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим либо если место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

- о гражданстве Российской Федерации одного из родителей и гражданстве иностранного государства другого родителя (если свидетельство о рождении  выдано на территории Российской Федерации);

г) отметкой на переводе на русский язык документа, выданного компетентным органом иностранного государства в удостоверение акта регистрации рождения ребенка, проставленной федеральным органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, или его территориальным органом, консульским учреждением Российской Федерации или консульским отделом дипломатического представительства Российской Федерации;

д) отметкой на свидетельстве о рождении, выданном уполномоченным органом Российской Федерации, проставленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, или его территориальным органом, консульским учреждением Российской Федерации или консульским отделом дипломатического представительства Российской Федерации;

е) вкладышем к документу, выданному компетентным органом иностранного государства в удостоверение акта регистрации рождения ребенка, либо к свидетельству о рождении, подтверждающим наличие гражданства Российской Федерации, выданным в установленном порядке до 6 февраля 2007 года.

О заполнении заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал

При заполнении заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее – заявление) в графе «наименование территориального органа» следует указать «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации».

В случае направления заявления в территориальный орган «Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации» в графе «наименование территориального органа» указывается соответствующее наименование территориального органа «Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации».

В графе «Фамилия, имя, отчество» необходимо указать фамилию, имя, отчество (при наличии), в скобках указывается фамилия заявителя, которая была при рождении.

В пункте 1 заявления «Статус» следует указать – статус заявителя (мать, отец (возникновение права при прекращении права у матери/мужчина - единственный усыновитель), ребенок - указать нужное).

В пункте 2 заявления «Пол» следует указать – пол заявителя (женский, мужской).

В пункте 3 заявления «Дата рождения» следует указать дату рождения заявителя.

В пункте 4 заявления «Место рождения» указывается место рождения (без сокращений) заявителя в соответствии со свидетельством о рождении.

В пункте 5 заявления «Документ, удостоверяющий личность» указываются данные загранпаспорта заявителя (серия, номер, кем и когда выдан, дата выдачи).

В пункте 6 заявления «Принадлежность к гражданству» указывается «Гражданка (ин) Российской Федерации».

Пункт 7 заявления «Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС)» заполняется при наличии страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) заявителя.

В пункте 8 заявления «Сведения о месте жительства» указывается адрес места жительства с указанием почтового индекса, наименования региона (на русском языке) и контактные номера телефона заявителя (с кодами).

Пункты заявления с 9 по 13 заполняются в случае подачи заявления доверенным лицом (представителем) лично в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (в случае направления по почте заполнять не нужно).

В пункте 14 заявления «Сведения о детях (по очередности рождаемости (усыновления)» необходимо указывать сведения обо всех имеющихся у Вас детях по очередности рождения (усыновления) начиная с первого ребенка:

В таблице:

- в столбце «Фамилия, имя, отчество» указываются сведения о «Ф.И.О.» детей в соответствии со свидетельствами о рождении;

- в столбце «Реквизиты свидетельства о рождении» указываются наименование документа (свидетельство о рождении), его серия, номер, кем выдан, дата выдачи (номер, дата и место регистрации акта о рождении);

- в столбце «Место рождения» следует указать страну и город (в соответствии со свидетельством о рождении);

- в столбце «гражданство» верная формулировка – «гражданин РФ».

Далее в заявлении необходимо указать (прописью) очередность рождения (усыновления) ребенка (только одного), его фамилию, имя, отчество и дату рождения в связи с «рождением» или «усыновлением» которого Вы просите выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Также в заявлении необходимо указать:

- ранее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал «выдавался» или «не выдавался»;

- родительских прав в отношении ребенка (детей) «лишались» или «не лишались»;

- умышленных преступлений, относящихся к преступлениям против личности, в отношении своего ребенка (детей) «совершали» или «не совершали»;

- «Об ответственности за достоверность представленных сведений предупреждена (предупрежден)» необходимо поставить Вашу подпись.

В заявлении необходимо заполнить раздел о способе получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и в случае выбора «по почте» указать полный почтовый адрес (с указанием почтового индекса) получателя латинскими буквами.

В описи прилагаемых к заявлению документов необходимо по отдельности указать название документа и кому он принадлежит (1. Копия загранпаспорта гражданина РФ Ф.И.О. 2. Копия свидетельства о рождении Ф.И.О. 3. Копия свидетельства о рождении Ф.И.О.

В заявлении необходимо поставить подпись и  текущую дату заполнения заявления.

Заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал оформляется в одном экземпляре.

О страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС)

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ[3] в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра, который содержит информацию о лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, в том числе страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования.

При отсутствии страхового номера индивидуального лицевого счета необходимо заполнить печатными буквами анкету застрахованного лица (форма АДВ – 1) (в случае направления заявления и копий документов по почте – направить в адрес Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации).

При наличии страхового номера индивидуального лицевого счета, в случае изменения персональных данных заявителя необходимо представить анкету (АДВ-2).

 


[1] К заявлению, поданному от имени гражданина его представителем, представляются документы, удостоверяющие полномочия представителя, а также документы, удостоверяющие его личность.

[2] Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.08.2022 № 444н (далее – Правила).

 

[3] Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ).