В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), приобретшего (приобретших) гражданство Российской Федерации по рождению, у лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на день рождения ребенка, независимо от их места жительства.
Согласно пункту 45 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденного постановлением Правления ПФР от 31 мая 2019 г. № 312п, гражданин в праве обратиться с заявлением (бланк заявления) и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, в любой территориальный орган СФР, многофункциональный центр в пределах территории Российской Федерации по выбору гражданина независимо от его места жительства (пребывания), места фактического проживания, а также в форме электронного документа через портал Госуслуг, либо направляет документы посредством почтовой связи.
- нотариусом или иным лицом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации в случае, если гражданин проживает за пределами территории Российской Федерации.
- копия действующего паспорта гражданина Российской Федерации, заверенная должностным лицом консульского учреждения, удостоверяющего личность и гражданство Российской Федерации лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки (в случае, если в заявлении удостоверительная надпись нотариуса, свидетельствующая подлинность подписи и установление личности, не содержит сведения о документе, удостоверяющем личность заявителя);
- подтверждающие у заявителя наличие гражданства РФ на день рождения ребенка (детей);
- подтверждающие рождение (усыновление) детей;
- подтверждающие приобретение ребенком (детьми) гражданства Российской Федерации по рождению.
Документы, выданные компетентным органом иностранного государства (в т.ч. свидетельство о рождении и др.), должны быть переведены на русский язык. В случае представления официальных иностранных документов стран – участников Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 05.10.1961 необходимо их удостоверение путем проставления «апостиля» компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен в соответствии со ст. 4 этой Конвенции.
В соответствии с Федеральным законом от 28 апреля 2023 г. № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ранее Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации») и Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 г. № 889 «Вопросы гражданства Российской Федерации» наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется следующими документами:
– паспорт гражданина Российской Федерации, в том числе удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
– свидетельство о приобретении гражданства Российской Федерации по рождению, выданное органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации;
– свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, и печатью этого органа;
– документ, выданный полномочным органом иностранного государства (с переводом на русский язык), с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, и печатью этого органа.
Органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, являются дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации (статья 27 Федерального закона от 28 апреля 2023 г. № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
В случае отсутствия у лица действительного документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (в т.ч. истечение срока действия документа и тому подобное), при возникновении сомнений в подлинности такого документа или обоснованности его выдачи, а также при наличии обстоятельств, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, орган, ведающий делами о гражданстве Российской Федерации, по заявлению лица (составленному в произвольной форме), поданному в дипломатическое представительство или консульское учреждение, проводит проверку наличия или отсутствия у лица гражданства Российской Федерации (п.п. 202-203 Указа № 889).
По итогам проверки загранучреждением выносится мотивированное заключение. По отдельному обращению заявителя ему может быть выдана выписка из заключения, содержащая сведения, свидетельствующие о наличии или об отсутствии у лица гражданства Российской Федерации (п. 210 Указа № 889).
Одновременно с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал необходимо предоставить оригинал выписки, полученной заявителем в дипломатическом представительстве или консульском учреждении лично либо посредством почтовой связи.
При заполнении заявления в графе «наименование территориального органа» следует указать Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В случае направления заявления в территориальный орган СФР в графе «наименование территориального органа» указывается соответствующее наименование территориального органа СФР.
В графе «Фамилия, имя, отчество» указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), в скобках фамилия заявителя, которая была при рождении.
В пункте 1 заявления «Статус» указывается – статус заявителя (мать, отец (возникновение права при прекращении права у матери/мужчина - единственный усыновитель), ребенок - указать нужное).
В пункте 2 заявления «Пол» – пол заявителя (женский, мужской).
В пункте 4 заявления «Место рождения» указывается место рождения (без сокращений) заявителя в соответствии со свидетельством о рождении.
В пункте 5 заявления «Документ, удостоверяющий личность» указываются данные загранпаспорта гражданина Российской Федерации заявителя (серия, номер, кем и когда выдан, дата выдачи).
В пункте 6 заявления «Принадлежность к гражданству» указывается «Гражданка(ин) Российской Федерации».
Пункт 7 заявления «Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС)» заполняется при наличии страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) заявителя.
В пункте 8 заявления «Сведения о месте жительства» указывается адрес места жительства, в том числе за пределами Российской Федерации, с указанием почтового индекса, наименования региона (на русском языке) и контактные номера телефона заявителя (с кодами для международной связи).
Пункты заявления с 9 по 13 заполняются в случае подачи заявления доверенным лицом (представителем) лично в территориальный орган СФР (в случае направления по почте заполнять не нужно).
В пункте 14 заявления «Сведения о детях (по очередности рождаемости (усыновления)» указываются сведения обо всех имеющихся детях по очередности рождения (усыновления) начиная с первого ребенка:
В таблице:
- в столбце «Фамилия, имя, отчество» указываются сведения о Ф.И.О. детей в соответствии со свидетельствами о рождении;
- в столбце «Реквизиты свидетельства о рождении» указываются наименование документа (свидетельство о рождении), его серия, номер, кем выдан, дата выдачи (номер, дата и место регистрации акта о рождении);
- в столбце «Место рождения» следует указать страну и город (в соответствии со свидетельством о рождении);
- в столбце «гражданство» верная формулировка – гражданин РФ.
Далее по тексту заявления указывается (прописью) очередность рождения (усыновления) ребенка (только одного), его фамилия, имя, отчество и дата рождения, в связи с «рождением» или «усыновлением» которого заявитель простит выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Также в заявлении необходимо указать:
- ранее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал «выдавался» или «не выдавался»;
- родительских прав в отношении ребенка (детей) «лишались» или «не лишались»;
- умышленных преступлений, относящихся к преступлениям против личности, в отношении своего ребенка (детей) «совершали» или «не совершали»;
- «Об ответственности за достоверность представленных сведений предупреждена (предупрежден)» необходимо поставить Вашу подпись.
В заявлении заполняется раздел о способе получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и в случае выбора «по почте» указывается полный почтовый адрес (с указанием почтового индекса) получателя латинскими буквами.
В описи прилагаемых к заявлению документов указывается по отдельности название каждого документа и кому он принадлежит (1. Копия загранпаспорта гражданина РФ Ф.И.О. 2. Копия свидетельства о рождении Ф.И.О. 3. Копия свидетельства о рождении Ф.И.О.
В заявлении проставляется подпись и текущая дата заполнения заявления.
Установление личности и свидетельствование подлинности Вашей подписи на заявлении удостоверяется нотариусом либо должностным лицом консульского учреждения Российской Федерации, при этом должна быть обеспечена целостность документа путем скрепления в брошюру и удостоверена подписью консульского должностного лица и оттиском печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.
Заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал оформляется в одном экземпляре.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона № 256-ФЗ в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра, который содержит информацию о лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, в том числе о СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета).
При направлении посредством почтой связи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал с документами необходимо приложить:
– анкеты зарегистрированного лица (бланк АДВ-1) на себя и на ребенка (детей), в случае отсутствия СНИЛС;
– заявление (бланк АДВ-2) на себя и на ребенка (детей), при наличии СНИЛС, но изменении анкетных данных (фамилия, имя, отчество и т.д.).
При отсутствии СНИЛС заполняется печатными буквами анкета зарегистрированного лица (бланк АДВ-1) (в случае направления заявления и копий документов по почт–направляется в адрес СФР (территориального органа СФР).
При наличии СНИЛС, в случае изменения персональных данных заявителя представляется заявление об изменении анкетных данных зарегистрированного лица, содержащихся в индивидуальном лицевом счете (бланк АДВ-2).
С целью получения выписки из федерального регистра материнского (семейного) капитала (далее – МСК) о размере МСК (его оставшейся части) Вы можете обратиться лично или через законного представителя в территориальный орган СФР по месту жительства (пребывания) или фактического проживания, либо в МФЦ (многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг), либо через ЕПГУ в форме электронного документа.
В случае обращения посредством почтовой связи необходимо направить запрос (бланк запроса) с приложением нотариально удостоверенной копии паспорта.
Лица, у которых остаток средств материнского (семейного) капитала не превышает 10 000 рублей, могут получить эти средства в виде единовременной выплаты.
В соответствии со статьей 11.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в случае если после распоряжения средствами материнского (семейного) капитала по направлениям, предусмотренным данным Федеральным законом, остаток указанных средств материнского (семейного) капитала не превышает 10 000 рублей, эти средства могут быть получены в виде единовременной выплаты на основании заявления о распоряжении (бланк заявления), которое можно направить посредством почтовой связи.