Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в России, должны быть зарегистрированы в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) и иметь страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
Страховое свидетельство можно получить как самим иностранным гражданам, так и их работодателям, для чего необходимо представить в Социальный фонд России или МФЦ документ, удостоверяющий личность, и анкету (размещена на сайте СФР). Если иностранный гражданин постоянно проживает на территории РФ, то ему необходимо предъявить вид на жительство, так же, как и лицам без гражданства. Временно проживающим – разрешение на временное проживание и визу (если со страной иностранца установлен визовый режим).
Третья категория граждан, подлежащая регистрации - иностранные граждане и лица без гражданства, которые временно пребывают на территории Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»); Иностранные граждане или лица без гражданства из числа высококвалифицированных специалистов, временно пребывающие на территории Российской Федерации, могут быть зарегистрированы в системе ОПС без последующего учета пенсионных прав. То есть начисление и уплату страховых взносов на ОПС за названных лиц страхователи производить не будут. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета на данную категорию граждан также представлять не нужно.
В случае найма иностранных граждан работодателям необходимо отслеживать их миграционный статус для соблюдения норм российского пенсионного и трудового законодательств. Ответственность работодателя в случае неуплаты страховых взносов за иностранных работников такая же, как и за российских сотрудников.
«Работа в ЕАЭС»
Фондом цифровых инициатив Евразийского банка развития (далее - ФЦИ ЕАБР) реализуется проект «Работа в ЕАЭС».
Цель проекта – создание комфортных условий пребывания мигрантов в стране трудоустройства. В рамках данного проекта со стороны ФЦИ ЕАБР разработано мобильное приложение «Работа в ЕАЭС», которое позволяет трудовым мигрантам оформить необходимые документы и воспользоваться цифровыми сервисами страны назначения.
Проект предусматривает оцифровку и упрощение процедур трудовой миграции для граждан из стран ЕАЭС и СНГ в государства – члены ЕАЭС путем повышения информированности большого числа потенциальных пользователей мобильного приложения «Работа в ЕАЭС» о вакансиях в государствах-участниках проекта, предоставления цифровых государственных и коммерческих услуг через приложение до и на протяжении всего периода трудоустройства мигранта.
На данном этапе реализованы и внедрены в промышленную эксплуатацию сегменты Российской Федерации и Республики Армения приложения «Работа в ЕАЭС». Приложение доступно для скачивания в магазинах приложений AppStore, Google Play и App Gallery.
QR-коды для перехода в магазины приложений для скачивания:
(наведите камерой мобильного устройства для быстрого перехода в App Store или Google Play)
В рамках национального сегмента Российской Федерации уже реализованы следующие сервисы и функциональность:
1) поиск и отклик на вакансию;
2) проверка ограничений на въезд в РФ;
3) проверка ИНН;
4) признание иностранных документов об образовании;
5) обращение в трудовую инспекцию;
6) проверка страхового стажа;
7) помощник трудового мигранта;
8) ответы на часто задаваемые вопросы;
9) нормативные правовые акты;
10) оформление и выдача патента;
11) аренда жилья;
12) покупка авиа- и ж/д билетов;
13) оформление полиса ДМС.
14) нотариальный перевод документов;
15) сервис регистрации в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход для граждан ЕАЭС;
16) сервис проверки статуса самозанятого по его номеру мобильного телефона;
17) сервис построения маршрута до уполномоченной организации для получения услуги, в части таких услуг, как: обращение в трудовую инспекцию с жалобой на работодателя, обращение в уполномоченную организацию для получения патента, подача заявления на ИНН и СНИЛС;
18) сервис прохождения пробного экзамена уровня 1 (для получения патента);
19) сервис прохождения пробного экзамена уровня 2 (для получения разрешения на временное проживание);
20) сервис прохождения пробного экзамена уровня 3 (для получения вида на жительство);
21) сервис оформления банковской карты на территории Российской Федерации;
22) сервис трансграничного денежного перевода;
23) сервис покупки СИМ-карты российского сотового оператора;
24) сервис уплаты налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа, оплата патента;
25) сервис получения ИНН;
26) функционал получения справки о постановке на учет в качестве самозанятого в Российской Федерации;
27) функционал получения справки о доходах самозанятого в Российской Федерации;
28) функционал регистрации/аннулирования дохода самозанятого;
29) сервис транслитерации;
30) сервис предварительной записи на приём в МВД России;
31) сервис предварительной записи для подачи документов на патент;
32) сервис снятия с учёта в качестве самозанятого;
33) сервис проверки готовности разрешения на временное проживание;
34) сервис проверки готовности вида на жительство;
35) сервис проверки штрафов ГИБДД.
В сегменте Республики Армения реализовано более 30 различных сервисов и функциональности, включая оформление вида на жительство, регистрацию юридического лица, обращения в государственные органы, а также поиск вакансий и жилья, и другие.
Также в мобильное приложение «Работа в ЕАЭС» добавлена возможность выбора языка приложения на один из 5 языков стран ЕАЭС.
Концепцией проекта «Работа в ЕАЭС» предусмотрено формирование национальных сегментов государств – членов ЕАЭС, что позволит всем странам ЕАЭС реализовать полезные для трудовой миграции сервисы и предоставить широкие возможности приложения в рамках решения задач национальных повесток.
Сервисы национального сегмента приложения проектируются, разрабатываются и внедряются по предложению самого государства-участника проекта, в строгом соответствии с национальным законодательством. При проектировании национальных сервисов учитываются уровень цифровой готовности самих сервисов, их востребованности в конкретном государстве, полезности для потенциальных пользователей и государственных органов.
Проект не предусматривает обязательную зеркальность сервисов в государствах – участниках проекта. Количество сервисов, их виды, бизнес-процесс пользования ими и приоритетность реализации сервисов в национальных сегментах стран могут отличаться, и зависят от конкретного запроса ответственного за национальный сегмент.
Национальные компоненты приложения будут разворачиваться на территории самого государства – участника проекта в соответствии с его нормативно-правовой базой, в том числе определяющей обеспечение информационной безопасности.
Подробнее