С 1 января 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон «О страховых пенсиях».
Положения данного закона направлены на дальнейшее совершенствование пенсионного законодательства, в том числе с учетом развития новых информационных технологий.
Мы уже неоднократно говорили об организации электронного взаимодействия со страхователями. Теперь положения электронного взаимодействия закреплены и в новом законе. Согласно статье 14 данного Федерального закона Правительством Российской Федерации утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов.
С согласия застрахованного лица электронные образы документов, необходимых для назначения пенсии, работодателем могут быть заблаговременно, не менее чем за 9 месяцев, переданы в территориальный орган ПФР для проведения работы по оценке пенсионных прав, своевременного направления запросов о подтверждении стажа и заработка, а также для проверки достоверности содержащейся в документах информации.
Работа по электронному взаимодействию проводится как на Федеральном уровне, так и на региональном уровне.
Ещё в августе 2013 года первым заместителем Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации и Вице-президентом ОАО «РЖД» было подписано Соглашение об информационном взаимодействие территориальных органов ПФР и подразделений ОАО «РЖД». В декабре 2014 года аналогичное Соглашение было подписано со старшим вице-президентом, руководителем блока «HR» ОАО «Сбербанк России».
Для организации работы по электронному взаимодействию территориальные органы ПФР Ярославской области также предлагают страхователям области заключить соглашения об информационном взаимодействии.
За период с 2013 года по февраль 2015 года заключено 6207 соглашений о взаимодействии. По телекоммуникационным каналам связи за тот же период было получено 1206 макетов пенсионных дел будущих пенсионеров, на съёмном магнитном носителе представлено 850 макетов.
Данная работа способствует сокращению очередей в клиентских службах территориальных органов ПФР, своевременному учёту пенсионных прав каждого будущего пенсионера и назначению пенсий в кратчайшие сроки.
Но вместе с тем имеются трудности в организации электронного взаимодействия, основная из которых — отсутствие необходимых технических возможностей у страхователей. Именно поэтому в истекший с 2013 года период 2017 макетов пенсионных дел представлено страхователями в бумажном виде.
Специалистами Пенсионного фонда постоянно проводится информационно-разъяснительная работа о важности и целесообразности электронного информационного взаимодействия. Большую роль в организации данной работы могут сыграть профсоюзные организации предприятий и организаций, заинтересованные в благополучии работников.
Организация работы по взаимодействию со страхователями по представлению в электронном виде документов на застрахованных лиц для назначении пенсии – это один из вариантов сокращения времени ожидания заявителя в очереди при получении государственной услуги. А кроме того организация такой работы во многом способствует своевременному назначению пенсии гражданину в полном объеме.