18 февраля 2020 года в здании Администрации Борисоглебского муниципального района Ярославской области состоялся семинар-совещание по вопросам изменений трудового законодательства. Семинар организован Управлением труда и социальной поддержки населения Администрации Борисоглебского муниципального района с участием представителя Клиентской службы (на правах отдела) в Борисоглебском муниципальном районе Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Виноградовой Н.Н.
Основным вопросом было внесение изменений в законодательство в части введения электронных трудовых книжек, о чем рассказала ведущий специалист Пелевина Е.Н. Формирование электронных трудовых книжек россиян началось с 1 января 2020 года. Для всех работающих граждан переход к новому формату сведений о трудовой деятельности добровольный, он будет осуществляться только с согласия человека.
Единственным исключением станут те, кто впервые устроится на работу с 2021 года. У таких людей все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.
Остальным гражданам до 31 декабря 2020 года включительно необходимо подать письменное заявление работодателю в произвольной форме о ведении трудовой книжки в электронном виде или о сохранении бумажной трудовой книжки.
Россияне, выбравшие электронную трудовую книжку, получают бумажную трудовую на руки с соответствующей записью о сделанном выборе. Бумажная трудовая книжка при этом не теряет своей силы и продолжает использоваться наравне с электронной. Необходимо сохранять бумажную книжку, поскольку она является источником сведений о трудовой деятельности до 2020 года. В электронной версии фиксируются только сведения начиная с 2020 г. При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию. Для работников, которые не подадут заявление в течение 2020 года, несмотря на то, что они трудоустроены, работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге.
Законодательство обязывает работодателей в срок до 01.07.2020 уведомить работников о переходе на электронные трудовые книжки. Форма такого уведомления не утверждена, соответственно, работодатель должен разработать ее самостоятельно.
Работники, в свою очередь, до 31.12.2020 включительно должны подать работодателю письменное заявление о выборе способа ведения трудовой книжки (о ведении трудовой книжки в электронном виде или о сохранении бумажной трудовой книжки). Форма такого заявления произвольная. Но чтобы у работников не возникало вопросов, целесообразно разработать формы заявлений и предлагать их в качестве образца работникам.
Перед переходом на ведение электронных трудовых книжек целесообразно провести сплошную проверку правильности оформления бумажных трудовых книжек. При необходимости — внести новые записи или исправить ошибки.
А также необходимо скорректировать некоторые локально-нормативные акты учреждения. В частности, нужно будет внести изменения в должностные инструкции лиц, ответственных за ведение электронных трудовых книжек и за представление соответствующей отчётности; дополнить новыми формулировками локальные акты, в которых упоминается трудовая книжка, например правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), инструкцию по делопроизводству.
Виноградова Н.Н. рассказала о первом отчёте по форме СЗВ-ТД, который работодатели обязаны представлять в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным, а впервые указанный отчёт с учётом выходных дней нужно было представить до 17.02.2020, об ошибках, выявленных в отчёте. Также пояснила особенности заполнения данной информации и ответила на интересующие вопросы.