26 июня в информационном агентстве «Интерфакс-Юг» в Волгограде состоялась пресс-конференция «Новое пенсионное законодательство. Преимущества более позднего выхода на пенсию».
На вопросы журналистов ответил управляющий Отделением Пенсионного фонда по Волгоградской области Владимир Федоров, подробно рассказав, какие изменения происходят в пенсионном законодательстве в текущем году.
Владимир Александрович напомнил собравшимся, что с 1 января 2015 года в России введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан, позволяющий обеспечить создание необходимых условий для сбалансированности пенсионной системы, поддержания приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан, повышения значения страхового стажа при расчете размера пенсии.
С этого года вместо привычной трудовой пенсии в России появляется два самостоятельных вида – страховая и накопительная пенсия, порядок установления которых регулируются отдельными Федеральными законами.
Порядок формирования страховой пенсии
В новой пенсионной системе работает принцип адекватности пенсионных прав заработной плате (объему уплаченных страховых взносов), которая является ключевым параметром в новой пенсионной формуле. Однозначно, что при расчете пенсии учитывается только официальная заработная плата, с которой работодатель производил уплату взносов за своего работника в систему обязательного пенсионного страхования.
По новой пенсионной формуле на размер пенсии в первую очередь влияет:
– размер заработной платы (чем выше зарплата, тем выше пенсия);
– длительность страхового стажа (чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов);
– возраст обращения за назначением страховой пенсии (пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией на соответствующие премиальные коэффициенты, но не более 10 лет).
Например, если гражданин обратится за назначением страховой пенсии через три года после достижения общеустановленного пенсионного возраста, то страховая пенсия будет увеличена на 24%. А если стаж сверх пенсионного возраста без обращения за назначением пенсии будет 10 лет, то страховая часть будет увеличена в 2,32.
При обращении за страховой пенсией мужчины в возрасте 60 лет при наличии стажа 30 лет (средняя продолжительность стажа при выходе на пенсию в РФ составляет 32 года) и заработной плате 20 тыс. размер его пенсии составит 12609 руб.
При тех же условиях, но при обращении за пенсией на 3 года позднее, размер пенсии будет выше на 2807 руб. и составит 15416 руб.
А в случае выхода на пенсию на 10 лет позднее, размер пенсии составит уже 28332 руб., что почти на 16 тыс. выше, чем у пенсионера, вышедшего на пенсию в общеустановленном возрасте.
К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата (аналог фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости). С 1 февраля 2015 года ее размер составляет 4383 руб. 59 коп. К фиксированной выплате устанавливаются повышения в зависимости от вида получаемой пенсии: в связи с достижением возраста 80 лет, наличием нетрудоспособных иждивенцев, признанием инвалидом 1 группы, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
С 1 января 2016 года вводится новое повышение – для лиц, проработавших не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве и не работающих, фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и по инвалидности повышается на 25 процентов на весь период их проживания в сельской местности (на текущий момент прибавка к пенсии – 1096 руб.).
Страховая пенсия, предусмотренная новым пенсионным законодательством, в полном объеме формируется по новым правилам у тех граждан, которые начнут работать в 2015 году.
А пенсии нынешних пенсионеров, назначенные по состоянию на 31 декабря 2014 года, уже пересчитаны с учетом новой пенсионной формулы.
При этом участия самого гражданина не требуется, так как сведения о пенсионных правах каждого гражданина имеются в распоряжении органов Пенсионного фонда РФ. Обращаться в органы Пенсионного фонда РФ нужно только при наличии каких-либо дополнительных документов, не учтенных при установлении пенсии.
Для того чтобы пенсионные права будущих пенсионеров не обесценивались, государство ежегодно увеличивает стоимость пенсионного коэффициента на уровень не ниже инфляции в предыдущем году. Таким образом, происходит и увеличение уже назначенных страховых пенсий – ежегодная индексация.
– Уже с февраля текущего года с учетом этого механизма на 11,4% процента были проиндексированы страховые пенсии более 724 тыс. волгоградских пенсионеров, а это 95% от общей численности, – подчеркнул Владимир Федоров. – В среднем по региону страховая пенсия по старости увеличилась на 1,2 тыс. руб. и составила 12 тыс. руб., средний размер всех видов страховых пенсий – 11,3 тыс. руб.
С 1 апреля прошла индексация социальных пенсий на 10,3% с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Увеличение в Волгоградской области получили 41 тыс. получателей социальных, а также других видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению (дети-инвалиды, инвалиды вследствие военной травмы, родители и вдовы погибших военнослужащих, граждане, пострадавшие от радиационных катастроф и члены их семей).
Накопительная составляющая пенсионной системы
Есть определенные различия в правилах формирования накопительной и страховой пенсии.
Накопительная пенсия – это ежемесячная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования.
По законодательству 6% страховых взносов от фонда оплаты труда каждого гражданина 1967 года рождения и моложе формировали накопительную часть пенсии.
У граждан старше 1967 года рождения средства пенсионных накоплений не формируются, потому что его работодатели отчисляют весь объем страховых взносов только на страховую пенсию.
Накопительная пенсия формируется из страховых взносов работодателей, добровольных взносов гражданина, государственного софинансирования и дохода от инвестирования. Результатом инвестирования могут быть и убытки. Накопительная пенсия не индексируется государством.
Страховая пенсия также формируется из страховых взносов работодателей, но каждый год гарантированно увеличивается государством на уровень не ниже инфляции.
В конце 2013 года, в целях совершенствования управления накопительной частью пенсии и обеспечения ее сохранности было принято решение о введении моратория на передачу пенсионных накоплений граждан в негосударственные пенсионные фонды. Все страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников в 2014 году, направлялись на формирование страховой пенсии и в негосударственные пенсионные фонды не передавались. До 1 января 2015 года все негосударственные пенсионные фонды должны были провести реорганизацию и пройти проверку Банка России, чтобы продолжить свою деятельность. Планировалось, что в 2015 году на накопительную часть пенсии вновь продолжат поступать средства из страховых взносов.
Вместе с тем, рост доходов негосударственных пенсионных фондов, индексация их обязательств перед гражданами значительно отстают не только от темпов роста доходов Пенсионного фонда, из которых индексируется страховая часть пенсии, но даже и от темпов роста инфляции. Существуют опасения, что фонды могут не выполнить необходимые обязательства перед будущими пенсионерами. Учитывая эти обстоятельства, мораторий был продлен и на 2015 год.
В течение 2015 года у граждан 1967 года рождения и моложе, за которых работодатели перечисляют взносы в систему обязательного пенсионного страхования, сохраняется право принять решение: продолжить формировать накопительную пенсию или все взносы направить на страховую пенсию.
– При выборе тарифа страховых взносов нужно помнить, что, приняв решение о формировании накопительной пенсии, вы уменьшаете пенсионные права на формирование страховой пенсии, и наоборот, – обратился к собравшимся Владимир Федоров. – Какой вариант выгоднее – решает каждый сам. Однако при принятии решения о выборе стоит помнить, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции. В то время как накопительная пенсия – это пенсионные накопления, которые передаются из ПФР в управление негосударственному пенсионному фонду или управляющей компании и инвестируются ими на финансовом рынке. Накопительная часть не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки. В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсию.
Напомним, до конца 2015 года, у граждан есть время разобраться – на самом деле ли им нужно формировать накопительную пенсию в системе обязательного пенсионного страхования или стоит сосредоточиться на страховой пенсии, а пенсионные накопления делать в рамках добровольных программ, которые существуют у негосударственных пенсионных фондов.
Независимо от того, продолжит ли гражданин формирование накопительной пенсии или увеличит за счет нее страховую пенсию, сформированные до 2014 года пенсионные накопления сохраняются в полном объеме, и продолжают инвестироваться на финансовом рынке. Пенсионные накопления изъятию не подлежат. Это невозможно в силу закона.
Все уже сформированные пенсионные накопления будут выплачиваться в полном объеме с учетом дохода от их инвестирования, когда у гражданина появляется право на страховую пенсию, и он обратится за их назначением.
Порядок назначения и выплаты средств пенсионных накоплений не меняется. Для расчета накопительной пенсии вся сумма средств пенсионных накоплений делится на ожидаемой период выплаты накопительной пенсии. Период ожидаемой выплаты пенсии устанавливается Федеральным законом. Сегодня он составляет 228 месяцев.
Сохранился и порядок выплаты средств пенсионных накоплений (единовременная выплата, срочная пенсионная выплата, выплата накопительной пенсии).
Тем не менее, с 1 января текущего года внесены изменения по периодичности выплаты единовременной выплаты пенсионных накоплений.
Такую выплату можно будет получить один раз в 5 лет. Но поскольку закон обратной силы не имеет, то и обращения за этой выплатой будут учитываться, начиная с 1 января 2015 года. То есть, если гражданин уже получал единовременную выплату, например, в 2013 и 2014 годах, то он вправе будет обратиться и в 2015 году, чтобы выплата была произведена. А вот в следующий раз заявление о выплате можно будет написать в Пенсионный фонд только через 5 лет, то есть не ранее 2020 года.