Ежегодно Отделение ПФР по Волгоградской области разрабатывает и внедряет новые электронные формы взаимодействия с клиентами. Быстро, просто, удобно и никаких очередей – именно так специалисты Отделения видят работу Пенсионного фонда в современном обществе.
Консультирование граждан в режиме онлайн
С февраля 2013 года у жителей нашего региона появилась возможность задать вопросы, относящиеся к компетенции Пенсионного фонда, в режиме реального времени. Консультации предоставляются только общего плана, не требующие дополнительного изучения вопроса и не касающиеся персональных данных гражданина (как в случае с официальными письменными обращениями), например, «какие документы требуются для оформления пенсии», «как доехать в Управление ПФР» и т.п.
В течение 2014 года Отделение ПФР предоставило 3459 консультаций, в текущем году – уже более 250.
Больше всего граждан интересуют вопросы пенсионного обеспечения, порядка распоряжения средствами материнского капитала, администрирования страховых взносов и получения СНИЛС.
Страховые взносы через терминалы и с помощью штрих-кодов
В ноябре-декабре 2012 года у индивидуальных предпринимателей появилась возможность уплачивать страховые взносы через терминалы Сбербанка с использованием расчетных документов со штрих-кодом. Тогда новым сервисом воспользовались 5 тысяч (или 11%) плательщиков, производящих уплату через Сбербанк.
В 2014 году количество индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы по платежным документам со штрих-кодом, увеличилось на 80%.
Преимущество данного сервиса, очевидно: не надо терять времени в очереди к операционистам Сбербанка, минимизируются ошибки в реквизитах. Кроме того, новые платежные документы, которые адресно направляются почтой, формируются с учетом уже имеющейся уплаты.
Электронный документооборот с работодателями
У работодателей имеется возможность предоставлять отчетность через Интернет в электронной форме с электронной подписью по защищенным каналам связи. По итогам 2014 года из 52 тысяч работодателей почти 49 тысяч (94,3%) воспользовались такой возможностью.
Помимо этого, к дополнительным сервисам при использовании электронного документооборота можно отнести всевозможные сверки: о состоянии расчетов по страховым взносам, по анкетным данным застрахованных лиц, а также представление заявлений о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм, что также исключает необходимость личного посещения территориальных органов ПФР.
Активно внедряется электронное взаимодействие и при заблаговременной подготовке документов для назначения пенсий. Ежегодно работодателями предоставляются порядка 30 тысяч макетов пенсионных дел лиц, приобретающих право на пенсию в текущем году. Фактически – это копии документов, которые представит гражданин при подаче заявления на назначение пенсии.
Электронные формы взаимодействия начали применяться в 2013 году, внедрив технологию электронного документооборота между работодателем и районными Управлениями ПФР в электронном виде. В 2015 году предоставлено свыше 20000 комплектов сканированных копий от более 8000 страхователей.
Для будущего пенсионера – это очень удобно, поскольку основную работу берет на себя работодатель.
«Кабинет плательщика»
В конце 2013 года был запущен электронный сервис «Кабинет плательщика». Он предназначен не только для работодателей-организаций, работодателей-физических лиц, но и для самозанятых плательщиков (индивидуальных предпринимателей, глав крестьянско-фермерских хозяйств). До настоящего времени для получения реестра платежей по страховым взносам (а за реестром в отчетный период обращаются практически 50% плательщиков) необходимо было обращаться к специалисту ПФР. Сегодня получить реестр можно через Интернет, с помощью специально разработанной программы. Сервис также помогает проверить отчет плательщика, рассчитать страховые взносы для оплаты индивидуальному предпринимателю, сформировать платежные поручения для оплаты в банк (всегда с правильными реквизитами), получать оперативную информацию из органов ПФР по изменениям в законодательстве, а также получать актуальные программы для подготовки отчетов и любые формы бланков.
Для подключения к сервису «Кабинет плательщика» необходимо подать соответствующее заявление в районное Управление ПФР по месту жительства и получить доступ к ресурсу. В настоящее время в регионе к сервису уже подключено 99% плательщиков-работодателей и 88% самозанятых плательщиков.
Реализация услуг в электронном виде и межведомственное взаимодействие
Отделением ПФР по Волгоградской области налажено электронное взаимодействие по линии соцзащиты, с органами ЗАГСа, архивами, силовыми структурами. В рамках единой федеральной системы межведомственного электронного взаимодействия налажен обмен с ФНС России, Минюстом РФ, ФСС РФ, ФССП РФ и прочими структурами.
На портале госуслуг (www.gosuslugi.ru) можно воспользоваться услугами по получению выписки из индивидуального лицевого счета, а также получить информацию о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Простоту и удобство контроля своих пенсионных накоплений через Интернет уже оценили почти 40 тысяч жителей региона, которые зарегистрированы на портале.
Стоит отметить, что услуги Пенсионного фонда находятся на портале в числе наиболее популярных.
Напомним, что ключом к получению электронных услуг на портале является СНИЛС – единый номер регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, выдаваемый органами ПФР.
«Личный кабинет застрахованного лица»
С 1 января 2015 года в рамках повышения доступности государственных услуг Пенсионным фондом РФ запущен новый электронный сервис – «Личный кабинет застрахованного лица». Он размещен на сайте Пенсионного фонда РФ (www.pfrf.ru) и доступен всем гражданам.
Для входа в «Личный кабинет» необходимо иметь учетную запись в «Единой системе идентификации и аутентификации» (ЕСИА), или, говоря простым языком, зарегистрироваться на портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru).
В «Личном кабинете застрахованного лица» граждане могут ознакомиться с информацией, которая содержится в их индивидуальном лицевом счете, записаться на прием в УПФР, подать заявление на назначение пенсии и на изменение способа доставки пенсии, рассчитать предполагаемый размер будущей пенсии с использованием «Пенсионного калькулятора».