На прошлой неделе в Администрации Волгоградской области состоялось межведомственное совещание по вопросу сохранности архивных документов, инициатором которого выступило региональное Отделение Пенсионного фонда. В рамках мероприятия участники совещания из числа представителей Волгоградской областной Думы, Нижневолжского территориального управления Росохранкультуры, Комитета по управлению архивами Администрации Волгоградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Арбитражного суда, Управления внутренних дел совместно с руководящим составом Отделения ПФР по Волгоградской области обсудили целый ряд вопросов, касающихся сохранности архивных данных в сфере пенсионного обеспечения.
Выступая перед собравшимися, заместитель управляющего Отделением ПФР по Волгоградской области Елена Цапенко отметила, что определенный эффект по снижению социальной напряженности, вызванный проблемой не сохранения архивов ликвидируемых предприятий, был достигнут путем реализации совместного письма Правления Пенсионного фонда Российской Федерации и Федерального архивного агентства. В соответствии с ним при ликвидации предприятий вносились в уставные документы изменения о сохранности архивов и обязательствах выдачи архивных справок бывшим работникам предприятий, не являющихся по правовому статусу правопреемниками ликвидированных предприятий. Таким образом, удалось защитить пенсионные права тысяч бывших работников ВМЗ «Красный Октябрь», Волгоградского государственного тракторного завода и ряда других предприятий.
Кроме того, по инициативе регионального Отделения ПФР полномочия межведомственных Комиссий по обеспечению поступлений доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области были расширены в части возможности рассмотрения и принятия решений по наиболее значимым социальным вопросам, связанным с сохранением пенсионных прав граждан, в том числе по проблемам передачи архивов ликвидируемых предприятий.
Следует отметить, что только в 2010 году в ходе проведения 245 Комиссий были рассмотрены вопросы сохранности документов в отношении 113 предприятий.
В рамках прошедшего совещания Отделением ПФР по Волгоградской области было предложено рассмотреть целесообразность создания на уровне глав муниципальных образований отдельной комиссии с конкретным статусом, регламентом работы с участием представителей архивных учреждений, налоговой инспекции, прокуратуры, профсоюзных организаций ликвидируемых организаций, представительств саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, Пенсионного фонда. Предложение было поддержано участниками совещания.
Участники совещания рассмотрели и ситуацию с передачей на хранение в архивы документов ликвидированных организаций, в частности, коммерческих. В данном направлении региональное Отделение ПФР активно взаимодействует с Комитетом по управлению архивами Администрации Волгоградской области. В настоящее время архивные учреждения принимают безвозмездно документы государственных и муниципальных организаций, в то врем как от предприятий негосударственного сектора – только на платной основе. Именно отсутствие средств выступает основной причиной того, что ликвидируемые предприятия не могут сдать документы в архив.
В этой связи Отделением ПФР предложено Администрации области предусмотреть источники финансирования расходов по подготовке документов к передаче в архив с соответствующим правовым обеспечением.
Сложившаяся ситуация с передачей архивов на хранение ликвидируемых предприятий связана и с отсутствием прецедентов привлечения к ответственности конкурсных управляющих или руководителей ликвидируемых предприятий. Специалистами ОПФР проведена правовая оценка имеющего законодательства субъекта РФ, по итогам которой участникам совещания было предложено внести изменения в действующие законы Волгоградской области «Об архивном деле в Волгоградской области» № 1981-ОД от 31.12.2009 г. и Кодекс об административной ответственности от 11.06.2008 г. № 1693-од в части изменения дополнения норм об ответственности руководителей ликвидационных комиссий, конкурсных управляющих и индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд, за сохранность документов по личному составу. Озвученное предложение было полностью поддержано заместителем председателя Волгоградской областной Думы Владимиром Овчинцевым.
Однако самым действенным способом обеспечения сохранности архивов, подчеркнула Елена Цапенко, представляется бескомпромиссная позиция Арбитражного суда, исключение фактов принятия решения о завершении конкурсного производства без соответствующего подтверждения факта принятия архивов на хранение, что предусмотрено п.2 ст.129 ФЗ № 127 «О несостоятельности (банкротстве)». Значимой представляется роль ГУВД по Волгоградской области, которое должно оказываться посильное содействие в розыске руководителей ликвидируемых (банкротящихся) предприятий и организаций и установлении местонахождения документов должника, в том числе отсутствующего должника, подлежащих передаче на государственное хранение.
Учитывая, что вопросы пенсионного обеспечения граждан касаются интересов практически всего трудоспособного населения региона, а сохранение пенсионных прав граждан является одной из самых важных государственных гарантий стабильного развития общества, участники совещания пришли к выводу о необходимости изменения сложившейся ситуации совместными усилиями.