Пенсионный фонд РФ проанализировал итоги кампании 2010 года по переводу гражданами своих пенсионных накоплений в управляющие компании (УК) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и публикует статистику причин отказов в принятии положительных решений в отношении части заявлений граждан.
По результатам рассмотрения поданных гражданами заявлений о выборе УК или НПФ положительное решение было принято по 3,9 млн. заявлений граждан. В целом в ПФР в 2010 году поступило 4,77 млн. заявлений. Таким образом, отрицательное решение было принято по 872 тысячам заявлений о переводе пенсионных средств, или по 18,3% от общего количества поступивших заявлений.
Наибольшее количество отказов (732 тысячи) приходится на заявления, поданные на переход из ПФР в НПФ. По 356 тысячам из них решение об отказе было вынесено по причине того, что гражданин уже отказался от формирования пенсионных накоплений через ПФР, ранее выбрав НПФ. 181 тысяча заявлений не была подкреплена уведомлением от НПФ о заключенном застрахованным лицом с НПФ договоре.
Согласно нормам действующего российского законодательства, гражданин в течение года может написать несколько заявлений о выборе УК или НПФ. Пенсионный фонд принимает к рассмотрению последнее из них. По всем написанным ранее заявлениям выносится отрицательное решение – в прошлом году ПФР было получено 153 тысячи таких заявлений.
К остальным причинам отказа в переводе пенсионных накоплений из ПФР в НПФ можно отнести: аннулирование лицензии НПФ на момент подачи заявления, ликвидация НПФ как юридического лица в результате слияния с другим НПФ, подача гражданином нескольких заявлений в один день, ошибки при заполнении заявления, такие как несовпадение ФИО заявителя и СНИЛС.
Основная причина вынесения отрицательное решения по заявлениям о выборе УК – подача гражданином в течение года нескольких заявлений, из которых к рассмотрению принимается только последнее. Основная причина отказа в переходе из НПФ в другой НПФ – отсутствие уведомления от НПФ о заключенном застрахованным лицом с НПФ договоре.
Важно отметить – несмотря на то, что при подаче ряда заявлений допускается более одного нарушения, по закону ПФР, уведомляя гражданина о причинах отказа в переводе его пенсионных накоплений, указывает только одну причину.
Итак, в результате переходной кампании 2010 года 3,9 млн. человек изменили способ управления своими пенсионными накоплениями. Из них 3,4 млн. перешли из ПФР в НПФ; 53,8 тыс. человек вернулись из НПФ в ПФР; 20,3 тыс. человек сменили инвестиционный портфель в управляющих компаниях; 426 тыс. человек перешли из одного НПФ в другой НПФ.
Для сравнения в течение 2009 года только 2,16 млн. россиян изменили способ управления своими пенсионными накоплениями. Из них 1,9 млн. перешли из ПФР в НПФ; в ПФР из НПФ вернулись 40,1 тыс. человек; сменили инвестиционный портфель управляющей компании 24,8 тыс. человек и сменили один НПФ на другой НПФ 195 тыс. человек. При этом всего граждане подали 2,68 млн. заявлений; по 19,1% из них было вынесено отрицательное решение.
В результате переходной кампании 2010 года число клиентов негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию выросло почти на четверть.
В настоящее время ПФР производит рассылку уведомлений гражданам, изменившим способ управления своими пенсионными накоплениями, в том числе и тем гражданам, по заявлениям которых ПФР принял отрицательное решение. По всем вопросам можно обращаться в любой территориальный орган ПФР или на «горячую линию» ПФР по телефону 8-800-505-55-55.