Вопросы-ответы, прозвучавшие в ходе пресс-конференции, посвященной вопросам получения государственных услуг ПФР в электронном виде. Отвечает заместитель управляющего Отделением ПФР по Тюменской области Виталий Викторович Левенков.
Вопрос: Я недавно зарегистрировалась в Личном кабинете гражданина. Скажите, может ли быть такое, что в моих данных, отраженных в Кабинете, будет указан не весь стаж (газета «Тобольск-Содействие»).
Ответ: Важно знать, что сегодня периоды работы подтверждаются сведениями индивидуального персонифицированного учета – по базе ПФР, которая сформирована по данным работодателей. Эта информация конфиденциальная и храниться с соблюдением установленных правил хранения персональных данных. Для того, чтобы проверить учтены ли данные всех работодателей, у которых Вы работали, нужно в «Личном кабинете гражданина» на сайте ПФР получить информацию о сформированных пенсионных правах. В данном разделе содержится информация в разрезе работодателей о периоде работы у них застрахованного лица и суммах начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Если в ней содержатся неполные сведения о периодах работы, либо какая-то информация отсутствует, периоды работы по трудовому договору до даты регистрации (до 2002 года) в качестве застрахованного лица могут подтверждаться трудовой книжкой. Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день их внесения в трудовую книжку.
Внимательно проверьте, нет ли в трудовой книжке помарок, хорошо ли читаются записи, в том числе в печатях при увольнении, имеется ли отметка об изменении фамилии (если менялась), заверены ли печатью исправления. Все записи в трудовой книжке должны быть занесены с обязательным указанием наименования организации, периода работы, основания внесения записи. Если за время работы сотрудника наименование организации изменялось, то об этом в трудовой книжке должны быть соответствующие записи. Если в трудовой книжке нет подтверждающих ваш стаж записей, то необходимо обратиться именно в ту организацию, где вы работали или к ее правопреемнику. Если предприятие прекратило свое существование, то следует обратиться в вышестоящую организацию или в архив.
Вопрос: Как через Личный кабинет гражданина узнать, где находятся мои пенсионные накопления? (радио «На Викуловской волне»).
Ответ: В Личном кабинете в разделе «Управление средствами пенсионных накоплений» нужно выбрать «Получить информацию о текущем страховщике».
В информации о текущем страховщике отражены:
- выбранный вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования – формирование только страховой пенсии, или страховой плюс накопительной пенсий.
- сам страховщик - та организация, где в настоящее время находятся средства пенсионных накоплений. Такой организацией может выступать или Пенсионный фонд Российской Федерации, или негосударственный пенсионный фонд, входящий в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений.
- сумма средств пенсионных накоплений – это страховые взносы работодателя, средства, уплаченные самостоятельно, средства материнского капитала (если владелица сертификата направила их на накопительную пенсию) и дополнительные страховые взносы (если они перечисляются в рамках программы государственного софинансирования).
При этом, если накопления формируются в Пенсионном фонде, можно увидеть также информацию о результатах их инвестирования. Если же накопления формируются в негосударственном пенсионном фонде, фактическую сумму средств пенсионных накоплений нужно узнавать именно в этом фонде.
Данная информация дает понять, где именно формируются пенсионные накопления. Если пенсионные накопления переданы негосударственным фондам, граждане должны сами отслеживать их доходность, смотреть, как сработали выбранные страховщики и, при неудовлетворительной работе, менять их. Здесь нужно помнить, что законодательно утвержден 5-летний срок, по истечении которого средства пенсионных накоплений будут передаваться новому страховщику с учетом дохода от их инвестирования. Если же решение поменять страховщика принимается чаще, чем один раз в пять лет, часть инвестдохода будет потеряна.
Вопрос: В течение трудовой жизни у гражданина была большая заработная плата, а в Личном кабинете данные не соответствуют заработку. Что делать? (газета «Знамя труда», Сорокинский район).
Ответ: Спасибо за вопрос. Информация, отражённая в сервисе «О сформированных пенсионных правах» Личного кабинета гражданина, сформирована на основе данных переданных Вашими работодателями в ПФР, поэтому причин отсутствия информации о стаже может быть две:
- работодатель не передал информацию о Вас в ПФР;
- работодатель не устроил Вас на работу официально (нет записи в трудовой, нет договора, взносы в ПФР не начислялись (если трудоустройство было после 2002 года).
Кроме этого, необходимо понимать, что учитывается не заработная плата, а страховые взносы – это 22 %. Из них 16 % идёт на лицевой счёт, а 6 - на так называемую фиксированную выплату – солидарную часть.
Что касается 16 %, здесь тоже существуют два варианта. Если вы формируете пенсионные накопления, то 6 % идёт на накопительную часть, а 10 – на страховую. Сегодня все 16 % начисляются на страховую часть пенсии.
В 2017 году в Пенсионный фонд России взносы начисляются по ставке 22%, пока облагаемый доход сотрудника с начала года не превысит 876 000 руб. В случае, если годовая сумма выплат превышает 876 000 рублей, то ставка взносов за работников уменьшается, далее взносы рассчитываются по ставке 10%.
Вопрос: Что необходимо сделать, если я обнаружил неточные данные в стаже? (Телеканал «Сельское время», Омутинский район).
Ответ: Если при обращении к сервисам Личного кабинета гражданина Вы обнаружили ошибку в своих данных или считаете, что какие-либо сведения не учтены или учтены не в полном объеме. Обратитесь к Вашим работодателям для уточнения.
Рекомендуем получить у работодателя информацию о начисленных страховых взносах, сверить с данными, отражёнными, в Личном кабинете гражданина в случае обнаружения расхождений необходимо обратиться в ПФР.
Для того чтобы получить у работодателя сведения, подтверждающие стаж до 2002 года, а также стаж и начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование после 2002 года Вам необходимо подать письменное заявление в адрес работодателя, в том числе бывшего. Заявление пишется в произвольной форме и направляется по почте, либо вручается лично. В заявлении необходимо указать адрес для направления ответа и контактный номер телефона.
В соответствии с действующим законодательством, в срок не позднее трёх рабочих дней со дня получения заявления, работодатель обязан предоставить Вам копии документов, связанных с Вашей трудовой деятельностью (копии приказов о приёме на работу, о переводах на другую работу, об увольнении; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов работодатель обязан оформить надлежащим образом, заверить печатью и представить безвозмездно.
В случае ликвидации работодателя с письменным заявлением необходимо обращаться к правопреемнику работодателя или в вышестоящую организацию либо в архивную организацию (районную, городскую или областную).
Далее Вам нужно представить полученные у работодателя документы в территориальный орган ПФР.
Помните! Сведения, показанные в Личном кабинете гражданина, сформированы на основе данных Ваших работодателей, переданных в ПФР.
В этом и заключается задача электронного сервиса ПФР – чтобы гражданин в процессе своей трудовой деятельности был внимателен и своевременно восполнял недостающие данные, а не в момент оформления документов на заслуженный отдых.
Вопрос: У каких категорий граждан востребован данный сервис: молодежь или пенсионеры? И как осуществляется информирование населения о том, что услуги ПФР можно получить дистанционно? (газета Сладковский район).
Ответ: Электронными сервисами ПФР пользуются люди разного возраста. В 2016 году за установлением и доставкой пенсии через сайт ПФР и портал госуслуг обратилось более 15,5 тысяч человек. В 1 квартале 2017 года направили заявления в электронном виде уже почти 10 тысяч человек.
По направлению «Материнский капитал» с 2016 года через Кабинет заявления на получение сертификата на материнский капитал и распоряжение его средствами подали более 1,5 тысяч молодых семей. А в 1 квартале 2017 года услугой воспользовались 586 человек.
Информирование осуществляется не только через средства массовой информации и социальные сети, но и в ходе встреч специалистов ПФР с различными категориями граждан - на уроках пенсионной грамотности для учащейся молодежи, на встречах с трудовыми коллективами, при проведении заблаговременной работы с гражданами, уходящими на пенсию, на занятиях в «Школах молодого пенсионера».
Вопрос: Будет ли и в дальнейшем ПФР развивать Личный Кабинет и увеличивать количество сервисов? (газета «Заря», Исетский район).
Ответ: Информирование граждан о том, что ряд государственных услуг ПФР можно получить теперь и в электронном виде – одна из важнейших ключевых задач Фонда. Возможности получения услуг ПФР в онлайн-режиме постоянно совершенствуются: с 2015 года на сайте ПФР начал работать «Личный кабинет гражданина», а в марте 2017 года для удобства граждан запущено мобильное приложение ПФР.
Качество государственных услуг оказываемых ПФР в электронном виде будет постоянно улучшаться, а их количество увеличиваться.
В настоящее время уже работает более 30 электронных сервисов. В 2017 году планируется запустить еще свыше 10 услуг, а также и в 2018 году есть планы по запуску новых сервисов.
Вопрос: Нужно ли предоставлять оригиналы документов в ПФР, если я подал заявление в электронном виде? (газета «Заводоуковские вести»).
Ответ: В зависимости от ситуации. Например, если вы подаете заявление на распоряжение средствами материнского капитала (улучшаете жилищные условия), то с требуемым пакетом документов необходимо обратиться в клиентскую службу ПФР в назначенное для вас время. Если это касается единовременной выплаты, которую реализовали в 2016 году, то приходить не требовалось, достаточно заявление в электронном виде и после его рассмотрения деньги перечислялись заявительнице на счет.
Что касается назначения пенсии, в случае если проведена заблаговременная работа работодателем по подготовке своего сотрудника на пенсию и сформирован пакет документов и направлен работодателем в электронном виде в ПФР, то будущему пенсионеру нет необходимости обращаться в ПФР, а достаточно подать заявление в электронном виде на назначение пенсии.