По объемам обрабатываемой информации Пенсионный фонд находится в лидирующей пятерке самых крупных информационно и услугоемких федеральных органов страны. О том, какие государственные услуги в электронном виде оказываются Пенсионным фондом России – в интервью корреспондента газеты "Тувинская правда" с заместителем управляющего ОПФР по Республике Тыва Светланой Дыртык-Караевной Кенден.
Светлана Караевна, какие государственные услуги ПФР можно получить дистанционно?
С.К.: Пенсионный фонд России предоставляет населению 23 государственных услуги, ряд из них можно получить дистанционно – в электронном виде.
Сегодня, не приходя в УПФР, через сервис ПФР «Личный кабинет гражданина» (ранее он назывался «Личный кабинет застрахованного лица») можно подать электронное заявление на назначение пенсии, а также на изменение способа ее доставки. У нас четко отработана технология приема электронных заявлений от граждан: от момента поступления к нам заявления, проверки достоверности данных, дальнейшей оценки пенсионных прав и до уведомления о назначении пенсии.
Кроме того, воспользовавшись электронными сервисами «Предварительная запись на прием» и «Предварительный заказ документов», можно записаться на прием к специалисту УПФР в удобное для вас время и заказать необходимый вам документ, придя в Управление один раз, чтобы забрать готовый документ.
Наша цель в том, чтобы гражданин имел возможность не выходя из дома или своего офиса на компьютере получить необходимые ему услуги ПФР. К этому мы и стремимся.
Светлана Караевна, интересно услышать более подробно о Личном кабинете гражданина. Говорят, что там можно увидеть все организации, где ты работал, за все годы, а также посчитать размер своей будущей пенсии. Быстро и удобно. Какие услуги можно еще получить через Кабинет.
С.К.: Ежедневно в УПФР в городах и районах республики к нам обращается порядка шестисот человек, в том числе и по тем вопросам, которые наши клиенты с легкостью могли бы решить с помощью электронных сервисов.
Личный кабинет – это форма предоставления гражданам государственных услуг ПФР и необходимой информации дистанционно. Кабинет нужен для того, чтобы человек мог найти ответы на свои вопросы, не приходя в Пенсионный фонд.
Личный кабинет – очень важный сервис информирования о сформированных пенсионных правах для граждан – будущих пенсионеров. Каждый человек в режиме реального времени может увидеть весь свой трудовой (страховой) стаж, места работы, суммы начисленных страховых взносов, трансформированных в пенсионные баллы, информацию о пенсионных накоплениях. С помощью индивидуального пенсионного калькулятора можно самостоятельно рассчитать и узнать, какой будет будущая пенсия, допустим, через 5 или 7 лет работы с той или иной зарплатой.
В Личном кабинете показана информация о стаже граждан до и после 2002 года. Эту информацию Пенсионный фонд России собирал с работодателей многие годы и формировал уникальную электронную базу персонифицированного учета каждого гражданина, зарегистрированного в системе обязательного пенсионного страхования. Благодаря персонифицированному учету все, имеющие СНИЛС, имеет свой пенсионный счет. На индивидуальном пенсионном счете учтены страховой стаж со всеми периодами и местами работы, размер зарплаты, суммы страховых взносов, заработанные пенсионные баллы, персональные данные о дате рождения, адресе проживания. Ваши данные о стаже, размере зарплаты, сумма страховых взносов, пенсионные баллы будут учтены при назначении вашей будущей пенсии.
Пользуясь электронным сервисом «Личный кабинет», каждый человек может увидеть, как формируется его пенсия, подать нам заявления на назначение пенсии, изменить способ доставки, например, перейти с почтового обслуживания на банковское. И при этом не тратить время на хождение в УПФР по месту жительства. Без малейшего преувеличения, электронные сервисы ПФР позволяют реально сэкономить время, нервы и избежать очередей.
Светлана Караевна, а какие еще услуги ПФР в электронном виде планируется ввести в ближайшее время?
С.К. В настоящее время Отделением проводится опытная эксплуатация электронных сервисов, осуществляющих прием заявлений о назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. С 1 июля 2016 года планируется ввод в постоянную эксплуатацию данных сервисов на всей территории РФ.
В самое ближайшее время наши молодые семьи через Личный кабинет гражданина смогут подать электронное заявление о выдаче сертификата на материнский капитал, на распоряжение средствами материнского капитала. Уверена, что владельцам сертификата на материнский капитал очень пригодится сервис информирования о размере (или остатке) средств материнского капитала. Уже сегодня эти услуги можно получить через ЕПГУ (Единый портал госуслуг).
Еще один новый сервис в самое ближайшее время позволит гражданам, относящимся к льготным категориям, подать заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Как правило, ЕДВ назначается вместе с пенсией. Этот сервис особенно полезен гражданам, имеющим инвалидность, которые обращаются в ПФР за назначением пенсии.
В этом году для населения также будут доступны и другие электронные сервисы. Один из ключевых сервисов для пенсионеров – информирование о виде и размере пенсии и социальных выплат (таких как ЕДВ, НСУ, ежемесячной и компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным и т. д.).
Очень важный момент! Для работающих пенсионеров в Личном кабинете уже сейчас отражен размер пенсии с учетом всех прошедших индексаций, т. е. тот размер пенсии, который они будут получать в случае прекращения трудовой деятельности. Напомним, с 2016 года работающие пенсионеры получают непроиндексированный размер пенсии. Пенсию с учетом всех прошедших индексаций пенсионер начинает получать после прекращения трудовой деятельности.
Светлана Караевна, скажите, где находятся электронные сервисы ПФР?
С.К.: Все услуги и сервисы, предоставляемые ПФР в электронном виде, объединены в единый портал на сайте Пенсионного фонда по адресу https://es.pfrf.ru. Для большего удобства портал структурирован по типу получаемых услуг (пенсии, соцвыплаты, материнский капитал и др.).
Важный момент! Чтобы получить необходимые услуги нужно зарегистрироваться на сайте госуслуг или в государственной системе аутентификации и идентификации. Сервис защищен, т.к. содержит весь массив ваших персональных данных: места работы, стаж, заработок. Регистрацию в ЕСИА можно пройти не только на портале госуслуг, но и в Управлениях Пенсионного фонда в городах и районах республики.
Насколько часто пользуются жители нашей республики электронными сервисами ПФР?
С.К. Жители Тувы уже оценили возможности электронных сервисов ПФР. Наш регион в десятке лучших в федеральном рейтинге ПФР по показателям оказания данных государственных услуг в электронном виде. С начала 2016 г. от жителей республики принято более двух тысяч электронных заявлений на назначение пенсии и изменение способа доставки пенсии.
Мы рады, что уже сейчас у людей появилось больше возможностей обращаться к нам через электронные сервисы и получать оперативно государственные услуги, не приходя к УПФР, в любое удобное для них время.
________________________________________________________________________________________________________
Уже сегодня жители нашей республики могут получить следующие услуги ПФР на официальном сайте ПФР:
- получить информацию о сформированных пенсионных правах;подать заявление о назначении любого вида пенсии;выбрать или изменить способ ее доставки;записаться на прием в удобное для себя время;заказать ряд документов без посещения органов ПФР;направить обращение в ПФР, выбрав способ получения ответа (в письменном или электронном виде);получить информацию о размере (остатке) средств материнского капитала.
Услуги ПФР в электронном виде можно получить через Портал госуслуг и сайт Пенсионного фонда РФ. Ряд вышеперечисленных госуслуг граждане могут получить через сайт ПФР без регистрации. Однако если необходима информация, имеющая отношение к персональным данным, необходимо быть зарегистрированным в ЕСИА (Единой системе идентификации и аутентификации). Регистрацию можно пройти на портале госуслуг. При регистрации портал предоставит различные варианты подтверждения учетной записи, и гражданину необходимо только выбрать наиболее удобный для него вариант. Полную процедуру регистрации можно пройти также и через МФЦ («Мои документы»). При себе необходимо иметь паспорт и СНИЛС – свидетельство обязательного пенсионного страхования.