Система государственного пенсионного обеспечения в Тувинской Народной Республике (ТНР) сформировалась в начале 40-х годов ХХ столетия с созданием Министерства социального обеспечения.
В Тувинской Народной Республике военнослужащие как и в России, находились на особом привилегированном положении. 22 октября 1942 года Президиумом Малого Хурала ТНР был утвержден Закон об обязательной военной службе, где в одном из положений закона указано, что все военнообязанные, призванные на учебный сбор в Армию обеспечиваются на время сбора натуральным довольствием за счет государства. Рабочие и служащие, призванные на учебный сбор сохраняют за время сбора место работы или занимаемую должность и получают по месту работы половину своего среднего заработка. Денежное довольствие, получаемое военнослужащими и военнообязанными от Армии, освобождается от обложения всеми налогами и сборами.
Пенсионное обеспечение того времени и в России и в Туве распространялось лишь на достаточно узкий круг служивших людей – военных и гражданских, имевших заслуги перед Отечеством. Постепенно данная социальная услуга стала охватывать все более широкий круг лиц и категорий граждан.
Первым документом, регламентирующим основы государственного пенсионного обеспечения, стало Положение «О социальном страховании ТНР», утвержденное Президиумом Малого Хурала ТНР 25 мая 1943 года.
В общей части Положения о социальном страховании был определен круг лиц, на который распространялось социальное страхование. В их число вошли работающие по найму вне зависимости от того заняты ли они в государственных, кооперативных, общественных и акционерных предприятиях и организациях или у частных лиц.
В Положении были установлены виды социального страхования, к которым, в частности, были отнесены: выдача пенсий по инвалидности и старости, выдача пенсии в случае потери кормильца членам его семьи, выдача пособий на погребение граждан.
Пенсии по старости назначались рабочим и служащим вне зависимости от их состояния здоровья, и, следовательно, без медицинского освидетельствования при наличии следующих данных:
а) мужчинам по достижении 60-летнего возраста при условии, если они проработали по найму не менее 20 лет;
б) женщинам по достижении 55 лет при условии, если они проработали по найму не менее 15 лет.
Пенсии по старости назначались пожизненно и выплачивались в размере 50 % от средней зарплаты за последние 12 месяцев работы или службы.
Если заработок рабочего или служащего превышал 100 акша (денежная единица в ТНР) в месяц, то пенсия по старости исчислялась из заработка 100 акша. Здесь надо отметить, что выплата пенсий в национальной валюте ТНР – акша – производилась до 1944 г., после этого времени выплата производилась в советских рублях. Пенсионерам, продолжающим работать после назначения пенсии по старости, эта пенсия выплачивалась независимо от их заработка.
Право на пенсию зависело от продолжительности трудового стажа, т.е. от продолжительности стажа работы по найму в ТНР, кроме случаев трудового увечья и профессионального заболевания.
Служба в Народно-революционной армии засчитывалась в трудовой стаж: лицам начальствующего состава во всех случаях, а лицам рядового состава, если они до поступления на военную службу работали по найму. Трудовой стаж устанавливался на основании записей в трудовой книжке.
Для проведения социального страхования учреждения, предприятия организации и частные лица, пользующиеся наемным трудом, ежемесячно не позднее 5 числа каждого месяца вносили страховые взносы на соответствующий счет ЦК Профсоюза ТНР, который полностью осуществлял руководство и практическое проведение социального страхования в ТНР.
При этом страховые взносы устанавливались в процентном отношении к выплачиваемой заработной плате в следующих размерах:
а) для учреждений, состоящих на государственном и местном бюджете – 4%
б) для всех остальных учреждений, предприятий и общественных организаций – 5%
в) для частных организаций и лиц – 6%.
В Примечании Положения также указывается, что страховые взносы в какой-либо мере, в каком-либо виде перенесению на счет рабочих и служащих путем вычета из их заработной платы или путем уменьшений их зарплаты – не подлежат.
После добровольного вхождения Тувинской Народной Республики пенсионное обеспечение стало всеобщим, поскольку право на получение пенсии приобрела подавляющая часть населения. Началось формирование советской системы социального обеспечения. В тот период особый акцент был сделан на социальном обеспечении и материально-бытовом обслуживании семей фронтовиков-военнослужащих, инвалидов Великой Отечественной войны и других категорий пенсионеров. Председателем облсовета была Х.А. Анчимаа. Были созданы отделы социального обеспечения в г. Кызыле и должности старших инспекторов по социальному обеспечению в составе исполнительных комитетов Барун-Хемчикского, Дзун-Хемчикского, Каа-Хемского, Пий-Хемского, Тандинского, Улуг-Хемского районов. По остальным районам назначение пенсий производилось непосредственно комиссией при областном отделе социального обеспечения.
В августе 1945 года Тувинская автономная область занимала 14-е место в РСФСР в социалистическом соревновании по трудоустройству инвалидов (86%). К октябрю 1945 г. инвалидам было выплачено пособий и пенсий в сумме на 1 млн. 500 тыс. рублей.
К 1963 г. число лиц, получивших государственную пенсию, составило 9941 чел., в том числе: пенсионеры труда - 6114, инвалиды и престарелые, получающие пособия, - 1986, пенсионеры, бывшие военнослужащие, члены их семей и персональные пенсионеры – 1841. При этом необходимо отметить, что более 90% расходов, связанных с выплатой пенсий и пособий приходилось на союзный и республиканский бюджеты.
Результатом социальной политики в Туве стали самые высокие темпы структурных преобразований в период с 1959 по 1970 гг. по сравнению с другими национальными образованиями Сибири (Бурятская АССР, Якутская АССР, Горно-Алтайская автономная область Хакасская автономная область).