Трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней с заявлением и всеми необходимыми документами. Из-за смены работы либо места проживания не всегда получается быстро собрать документы, нужные для назначения трудовой пенсии.
Целью заблаговременного сбора и проверки документов, подтверждающих пенсионные права граждан, является максимальный учет их пенсионных прав, проверка правильности оформления документов, оценка полноты и достоверности сведений, в случае необходимости направление запросов в архивные органы либо бывшим работодателям.
К пенсионным правам относятся сведения о стаже, заработке (доходе), страховые взносы, уплачиваемые в Пенсионный фонд, а также другие сведения, необходимые для своевременного и правильного назначения трудовой пенсии при наступлении страховых случаев: достижение пенсионного возраста, установление инвалидности либо потеря кормильца.
Будущим пенсионерам до выхода на пенсию необходимо подготовить:
- документы, подтверждающие стаж: трудовую книжку, а при отсутствии трудовой книжки справки о стаже, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы;
- документы о заработке – среднемесячный заработок за 2000, 2001 годы по данным индивидуальных сведений либо справка о заработке за любые 60 месяцев подряд из всей трудовой деятельности до 1 января 2002 года;
- документы о нетрудоспособных членах семьи (при наличии);
- документы о нахождении нетрудоспособных членах семьи на иждивении;
- документы о периодах льготной трудовой деятельности для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и другие документы (при наличии).
Можно самостоятельно провести оценку имеющихся в распоряжении будущего пенсионера документов. Внимательно посмотреть трудовую книжку: нет ли исправлений, подчисток, хорошо ли читаются записи на печати об увольнении. Имеется ли отметка об изменении фамилии, заверены ли печатью исправления в записях трудовой книжки. Все записи в трудовой книжке должны быть занесены с обязательным указанием основания их внесения (дата, номер приказа, распоряжения и т.д.).
В 1990-е годы многие предприятия реорганизовывались, меняли названия, форму собственности, ликвидировались. Поэтому часто в трудовой книжке имеется запись о приеме на работу в одну организацию, а запись об увольнении заверена печатью другой организации, необходима справка о переименовании указанной организации, в случае ее ликвидации справку можно получить в архиве либо от организации-правопреемника.
Поиск документов о стаже и заработке для назначения пенсии вызывает серьезные сложности у некоторых граждан. Начиная поиск документов, следует обратиться на то предприятие, где работали или к его правопреемнику. Если предприятие прекратило свое существование, то следует обратиться в вышестоящую организацию.
Перед тем как обратиться в организацию (правопреемнику) либо в архив, разумно предварительно уточнить по телефону, имеются ли на хранении в данном архиве интересующие документы о стаже или заработке.
Пенсионный фонд республики рекомендует заранее обратиться с имеющимися документами в управления ПФР по месту жительства для правильного и своевременного назначения пенсии.
Также можно предварительно записаться на прием через сайт ПФР на страничке ОПФР по Республике Тыва.