Елена Альшиц: «О способах обращения граждан за государственными услугами в Социальный фонд России»
Цифровые технологии уверенно вошли в нашу жизнь. Все чаще люди обращаются за получением услуг, в том числе государственных, в режиме онлайн. Сегодня мы поговорим о том, как наиболее удобно получить услуги регионального Отделения Соцфонда России в Свердловской области с управляющим Отделением Еленой Альшиц.
– Елена Анатольевна, начнем с главного вопроса: какие услуги Отделение СФР по Свердловской области оказывает гражданам?
В настоящее время Отделение Социального фонда России по Свердловской области предоставляет гражданам 44 государственные услуги и 116 сервисов, которые охватывают практически все население. По сути, государственные услуги СФР оказываются человеку на протяжении всей его жизни, начиная с рождения (СНИЛС, материнский капитал, детские пособия) до назначения пенсий, пособий, социальных выплат. Одна из приоритетных задач Отделения – сделать этот процесс максимально простым и удобным на основе современных технологий.
Наши клиенты активно пользуются имеющимися электронными сервисами. За 9 месяцев текущего года, ОСФР по Свердловской области предоставлено свыше 670 тысяч услуг или 86% в электронном формате. Лично на прием в офисы клиентских служб в 2024 году обратилось более 86 тысяч жителей Свердловской области.
– Каким образом свердловчане могут получить меры государственной поддержи?
Для получения услуг граждане самостоятельно выбирают любой удобный способ:
- в электронном виде через единый портал государственных услуг, заполнив специальную интерактивную форму. Это наиболее востребованный и самый удобный формат;
- в ближайшем к месту проживания Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг;
- в клиентских службах Отделения, адреса которых размещены на региональной странице сайта СФР - sfr.gov.ru.
– Чтобы получить услуги СФР офлайн, нужно обращаться в клиентскую службу только по месту жительства?
Нет, клиентские службы Отделения Социального фонда работают в режиме «одного окна» и по экстерриториальному принципу, т.е. гражданин может обратиться в любую клиентскую службу независимо от места регистрации или фактического пребывания и получить весь спектр услуг Фонда.
– Как ведется прием в клиентских службах?
На территории Свердловской области создано 57 клиентских служб. Прием граждан осуществляется по единому графику, без перерывов на обед, с понедельника по четверг с 8:30 до 17:30, в пятницу с 8:30 до 16:30.
Можно записаться на прием предварительно, на удобную дату и время. Сделать это можно на странице Отделения на сайте СФР или по телефону Единого контакт-центра 8-800-1-00000-1 (звонок бесплатный из любого региона России).
Граждане, обратившиеся без предварительной записи, принимаются в порядке живой очереди в свободных клиентских окнах или цифровых зонах. Здесь посетителям предоставлена возможность самостоятельно или с помощью консультанта КС воспользоваться электронными сервисами СФР.
Специалисты единых офисов клиентского обслуживания всегда помогут и ответят на все вопросы, связанные с предоставлением мер поддержки по линии СФР.
Начиная с марта 2024 года, клиентские службы Отделения СФР по Свердловской области принимают посетителей в дополнительный день – каждую последнюю субботу месяца.
В дополнительные дни прием посетителей проводится с 8.30 до 14.30 часов, небольшие клиентские службы в удаленных районах и сельской местности работают по сокращенному графику - с 8.30 до 12.30 часов. Новый график особенно удобен работающим свердловчанам.
Запись на прием в дополнительный день также открыта через электронный сервис Соцфонда.
В целях улучшения качества обслуживания граждан и экономии их времени, специалисты клиентских служб во время приема определяют перечень услуг для заявителя по «жизненной ситуации», например, рождение ребенка, чтобы оказать весь спектр услуг в рамках одного посещения.
Уточнить актуальное расписание работы ближайшей клиентской службы, ее местонахождение можно на странице Отделения на сайте sfr.gov.ru или по телефону контакт-центра 8-800-1-00000-1. Также по этому телефону можно проконсультироваться по вопросам пенсионного и социального обеспечения и государственным услугам, оказываемым Социальным фондом России.
– Какие меры государственной поддержки в Свердловской области можно получить без подачи документов и заявлений?
Сегодня самый быстрый и максимально удобный формат получения услуг СФР – беззаявительный. Он подразумевает, что человеку вообще не требуется обращаться в Фонд.
В проактивном порядке - то есть без заявления и предоставления документов от граждан, назначаются:
- пенсии по инвалидности и ежемесячная денежная выплата;
- страховые пенсии по старости лицам, достигшим возраста 80-ти лет и получающим пенсии по случаю потери кормильца;
- назначение пенсии по случаю потери кормильца несовершеннолетним детям;
- выдача государственного сертификата на материнский капитал по сведениям органов ЗАГС о рождении ребенка;
- ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий – участникам СВО, Героям Труда Российской Федерации, Героям Российской Федерации.
- досрочные пенсии по старости безработным гражданам по предложению органов службы занятости.
Без заявления осуществляется перерасчет пенсий в случае:
- достижения гражданином 80-ти лет (пенсия повышается с даты достижения возраста);
- при поступлении документов, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до даты ее назначения.
С 1 февраля 2025 года будут проиндексированы пенсии всем получателям страховых пенсий, в том числе более 248 тыс. работающих пенсионеров региона. Самим гражданам не нужно предпринимать никаких действий в связи с этим и куда-либо обращаться. Отделение проводит все плановые индексации автоматически.
– В продолжение темы – вопрос о пенсиях для свердловчан, работающих на себя. На сегодняшний день число жителей Свердловской области, зарегистрированных в качестве плательщиков налога на профессиональный доход, около 300 тысяч человек. Как происходит пенсионное обеспечение этой категории граждан?
Согласно правилам обязательного пенсионного страхования, если человек работает по трудовому договору, взносы за него платит работодатель. Благодаря этому у работника появляется стаж и пенсионные коэффициенты, необходимые для получения страховой пенсии. Люди, оформившие статус индивидуального предпринимателя, самостоятельно платят за себя обязательные взносы на пенсионное обеспечение.
Исключение составляют предприниматели, применяющие налог на профессиональный доход. Они не обязаны перечислять страховые взносы. Однако из-за этого не формируются пенсионные права на страховую пенсию по старости. Единственный способ для таких предпринимателей обеспечить себе пенсию –платить взносы в добровольном порядке. Для самостоятельного формирования страховой пенсии самозанятым необходимо подать заявление в региональное Отделение Социального фонда. Это можно сделать через личный кабинет страхователя на официальном сайте СФР, портале госуслуг, в мобильном приложении «Мой налог», а также обратившись в клиентскую службу Отделения фонда по Свердловской области. На сегодняшний день в Отделении СФР по Свердловской области зарегистрировано 11 367 граждан, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.
В 2024 году минимальный размер страховых взносов составляет 50 798,88 руб., максимальный — 406 391,04 руб. Страховые взносы необходимо перечислить до 31 декабря текущего года. Приобретенные коэффициенты и стаж будут отражены на лицевом счете гражданина до 1 марта следующего года. Взносы будут учтены автоматически. Проверить размер ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент) и продолжительность стажа можно на портале госуслуг, запросив выписку из индивидуального лицевого счета.
Уже этой осенью работающие на себя свердловчане, которые применяют налог на профессиональный доход, получат уведомления регионального Отделения Фонда о возможности формировать пенсию за счет добровольных взносов. Сообщения будут поступать в личный кабинет на портале госуслуг и предусматривать два вида информирования.
Первое расскажет о том, как добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию для формирования пенсионных прав. Соответствующее уведомление получат все самозанятые, которые еще не зарегистрированы в качестве плательщиков добровольных взносов. Второй вид сообщения будет предназначен для тех, кто уже вступил в добровольные правоотношения, но пока не перечислил взносы для формирования пенсии. Они получат напоминание об уплате средств.
– Материнский капитал – востребованная мера поддержки семей с детьми, которой можно воспользоваться для улучшения материального благополучия семьи. Расскажите нашим слушателям о выплате остатков из материнского капитала, как ее получить и что для этого нужно сделать?
Семьи, у которых на сертификате материнского капитала осталось менее 10 тыс. рублей, смогут получить эти средства в виде единовременной выплаты. В Свердловской области более 24 тысяч таких семей.
Для этого нужно подать заявление на портале госуслуг либо в любой клиентской службе Отделения Социального фонда России по Свердловской области или в МФЦ.
Заявление на получение единовременной выплаты будет рассмотрено в течение 10 рабочих дней, а в течение 5 рабочих дней деньги будут перечислены на банковский счет, указанный в заявлении. Размер выплаты составит фактическую сумму, оставшуюся на сертификате заявителя, не превышающую 10 тысяч рублей.
Напомню, в 2024 году размер материнского капитала составляет 630,4 тыс. руб. на первого ребенка. При рождении второго семья получает доплату в размере 202,6 тыс. руб. Если до появления второго или любого следующего ребенка права на материнский капитал не было либо он не оформлялся, семья имеет право на сумму 833 тыс. руб. Средства можно направить на улучшение жилищных условий, ежемесячные выплаты на малышей до 3 лет, обучение детей, социальную адаптацию детей с инвалидностью, накопительную пенсию женщины (мужчины). Средствами материнского капитала можно распорядиться не только на оплату учебы в образовательном учреждении, но и на проживание ребенка в общежитии, предоставляемом ему учебной организацией на период обучения.
Если у вас имеются вопросы по пенсионному, социальному обеспечению, а также государственным услугам, оказываемым Социальным фондом России, всегда можно позвонить в контакт-центр: 8 (800) 100-00-01 работы региональной линии — с понедельника по четверг — с 8.30 до 17.30, в пятницу — с 8.30 до 16.30. А также обратиться в ближайшую клиентскую службу Отделения Социального фонда России по Свердловской области. Кроме этого, вся необходимая информация размещена на официальном сайте Социального фонда sfr.gov.ru .