В последнее время в Отделение Пенсионного фонда РФ по Смоленской области стали часто поступать телефонные звонки жителей г. Смоленска и области. Граждане сообщают о том, что по домам ходят люди, представляющиеся работниками «пенсионной сферы», а зачастую и вовсе сотрудниками Пенсионного фонда (далее - ПФР), при этом предъявляя «служебное удостоверение», не давая его рассмотреть и уточнить какое конкретно Управление или Отдел ПФР они представляют.
Так называемые «работники пенсионной сферы» пользуясь неосведомленностью людей в вопросах пенсионного обеспечения настоятельно рекомендуют срочно заключить договор об обязательном пенсионном страховании, при этом называя конкретный срок, например, 01 апреля 2016г, после которого любые действия с пенсионными накоплениями будут невозможны. При этом гражданам либо не поясняют, что означает подписание такого договора и с каким негосударственным пенсионным фондом (далее – НПФ) он заключается, либо говорят, что в случае незаключения договора об обязательном пенсионном страховании с конкретным негосударственным пенсионным фондом последствия непоправимы, и застрахованное лицо лишится всех накопленных средств. Особенно наглые визитеры ссылаются на «мифический» закон, и не вдаваясь в объяснения, просто требуют подписания «необходимых бумаг» с формулировкой «долго объяснять, а мне еще целый подъезд обойти надо» или «мне как сотруднику ПФР виднее». И как это не печально, многие наши сограждане, будучи взрослыми образованными людьми, напуганные таким напором и введенные в заблуждение туманной формулировкой «работник пенсионной сферы» или «пенсионный консультант», забывая все меры предосторожности, пускают таких гостей в дом, сообщают свои паспортные данные и подписывают, не читая, все, что им предлагают.
Поскольку таких обращений в разных уголках нашей области становится все больше, возникает необходимость дать некоторые разъяснения по этому поводу.
Специалисты ПФР занимаются обслуживанием граждан непосредственно в клиентских службах территориальных органов Пенсионного фонда (Управлениях и отделах) и выезжают на дом только к тяжелобольным людям по их вызову. Выезды мобильных клиентских служб осуществляются согласно графику и в рамках специальных акций, информация о которых предварительно доводится до граждан органами местного самоуправления. Таким образом, незапланированные посещения исключены. Специалист при посещении обязан предъявить служебное удостоверение сотрудника ПФР.
Пенсионный фонд РФ не занимается агитационной деятельностью по переводу средств пенсионных накоплений в тот или иной НПФ. К компетенции Пенсионного фонда РФ относится осуществление информационной и разъяснительной работы среди граждан об их правах по формированию накопительной пенсии. Организация, например НПФ, в лице своего агента, может применять поквартирный обход в агитационных или рекламных целях, как один из элементов работы с населением, но вводить граждан в заблуждение, представляясь работниками ПФР — это мошенничество!
Ситуация в пенсионном законодательстве на сегодняшний момент такова, что выбирать страховщика в «экстренном порядке» не требуется. Гражданин имеет право подать соответствующее заявление до 31 декабря текущего года. Осуществляя выбор страховщика в пользу НПФ будет не лишним ознакомиться с тем:
- входит ли данный НПФ в систему гарантирования прав застрахованных лиц;
- как давно организация работает на рынке пенсионных услуг и какова ее репутация в этой области;
- с какими управляющими компаниями у НПФ заключены договоры на управление средствами пенсионных накоплений, и какие инвестиционные портфели, в свою очередь, предлагают эти компании. Наибольшее доверие вызывают УК и НПФ стабильно показывающие, в течение нескольких последних лет, результаты доходности не ниже среднего.
Так или иначе, никто не вправе принуждать гражданина к выбору того или иного способа инвестирования пенсионных накоплений, ссылаясь при этом на какой-либо закон, поэтому слова «должны», «обязаны» и др. в данном случае неуместны. Подобные формулировки используют недобросовестные агенты отдельных НПФ (при этом руководство НПФ может быть и не осведомлено о методах, используемых подчинёнными), стремясь увеличить свой заработок, заключив наибольшее количество договоров.
Важно помнить следующее:
- не бойтесь показаться слишком подозрительным, всегда проверяйте документы у пришедшего к Вам «работника ПФР» или агента НПФ;
- в случае если вам настоятельно рекомендуют подписать какие-либо документы (договор, заявление), внимательно их прочитайте, чтобы для Вас не возникали вопросы: кто и куда Вас перевел и чем это теперь грозит. Если необходимо попросите время для принятия решения, в конце концов, от этого зависит размер будущей пенсии;
- даже под предлогом регистрации в опросе или отметки в графике консультаций не сообщайте посетителям свои персональные данные (ФИО, СНИЛС, год рождения, номер паспорта с датой выдачи), чтобы не думать потом «как же вас перевели в этот НПФ без Вашего на то согласия».
Особое внимание следует обратить на то, что органы Пенсионного фонда, и в частности, Отделение ПФР по Смоленской области стараются своевременно информировать население об изменениях в пенсионном законодательстве, однако поквартирный обход и консультации на дому в число применяемых ПФР методов информационно – разъяснительной работы не входят.
Уточнить, какой страховщик сегодня формирует Ваши пенсионные накопления, можно получив сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде РФ. Для этого нужно обратиться в клиентскую службу ПФР или воспользоваться возможностями, предоставляемыми сайтом Gosuslugi.ru.
В каждом территориальном органе ПФР, подведомственном Отделению, работает «горячая линия», по которой граждане могут в оперативном порядке получить консультации по вопросам своего пенсионного обеспечения. Подробный список телефонов опубликован на региональной странице Отделения в разделе «Контакты и адреса» (http://www.pfrf.ru/branches/smolensk/contacts/). Телефон горячей линии Отделения - (4812) 62-49-28.
Ко всему вышеперечисленному следует добавить ещё одно: граждане, будьте бдительны!