События

С 1 января 2015 года вступил в силу новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования - у работающих граждан страховые пенсии и пенсионные накопления формируются по новой формуле.

Страховые пенсии бывают трех видов: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Выплаты из средств пенсионных накоплений назначаются и выплачиваются в виде срочной или единовременной пенсионной выплаты либо накопительной пенсии.

Права на страховую пенсию учитываются в индивидуальных пенсионных коэффициентах (коэффициентах), исходя из уровня заработной платы (уплаченных с нее страховых взносов), стажа и возраста выхода на пенсию.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости, как и прежде, являются достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин, также необходимо наличие страхового стажа (т.е. минимального стажа уплаты страховых взносов) не менее 15 лет, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (коэффициентов) не менее 30.

В 2025 году минимальный общий стаж для получения пенсии по старости достигнет 15 лет. В  течение 10 лет он поэтапно будет увеличиваться – по одному в год (в 2015 году необходимый минимальный общий стаж составляет 6 лет).

Те, у кого общий стаж к 2025 году будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины – в 65 лет). Кроме этого, будет производиться социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания.

С 1 января 2015 года минимальная величина индивидуального пенсионного коэффициента, при котором возникает право на назначение страховой пенсии, установлена в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30 в 2025 году.

Обращаем внимание! Страховая пенсия в полном объеме будет формироваться по новым правилам у граждан, которые начнут работать в 2015 году.

У будущих пенсионеров, имеющих страховой стаж до 2015 года, все сформированные пенсионные права фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться. В 2014 году была произведена их конвертация в индивидуальные пенсионные коэффициенты – нового инструмента учета пенсионных прав гражданина.

При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент», которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.

Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент равен отношению суммы, уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10% или 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженной на 10:

Годовой ПК = (Сумма страховых взносов на формирование страховой части пенсии, уплаченных вашим работодателем с вашей зарплаты по тарифу 10% или 16% / Сумма страховых взносов с максимальной взнособлагаемой по закону зарплаты, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%)  х 10

Максимальное значение ПК (7,39 - в 2015 году, 10 – в 2021 году).

Если гражданин откажется от формирования пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), то работодатель будет уплачивать за него страховые взносы на формирование его страховой пенсии по тарифу 16%. Если гражданин выберет тариф 6% на формирование накопительной пенсии, то на формирование его страховой пенсии будет направляться страховые взносы по тарифу 10%.

Тариф, по которому работодатели уплачивают страховые взносы в систему обязательного пенсионного обеспечения (ОПС) - 22% от фонда оплаты труда работника (максимальный уровень взносооблагаемой зарплаты ежегодно определяется федеральным законом). 6% тарифа страховых взносов с систему ОПС идет на финансирование фиксированной выплаты, а 16% является индивидуальным тарифом, уплаченные взносы по которому, по вашему выбору, могут или полностью направляться на формирования пенсионных прав в страховой пенсии, или 6% может направляться на формирование пенсионных накоплений гражданина, а 10% - на формирование пенсионных прав в страховой пенсии.

Важно! Чем выше зарплата, тем выше и значение годового пенсионного коэффициента! Годовой пенсионный коэффициент при равной зарплате всегда будет выше у гражданина, который отказался от формирования пенсионных накоплений.
При расчете годового пенсионного коэффициента учитывается только официальная зарплата до вычета налога на доходы физических лиц (13%).

С 2021 года при ежегодном повышении уровня взносооблагаемой зарплаты до 2,3 от среднероссийской зарплаты максимальное значение годового ПК достигнет 10 (с 7,39 в 2015 году). Максимальный годовой коэффициент начисляется гражданину, если его зарплата, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС, и гражданин отказался от формирования пенсионных накоплений.

Стоимость пенсионного коэффициента ежегодно устанавливается федеральным законом.

В новых правилах расчета пенсии засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как военная служба по призыву, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.

Например, за период военной службы по призыву - начисляются пенсионные коэффициенты, исходя из условной зарплаты в 1 минимальный размер оплаты труда: 1,8 пенсионного коэффициента – за каждый год военной службы по призыву.

Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются:

  • 1,8 пенсионного коэффициента за год отпуска – за первого ребенка,
  • 3,6 пенсионного коэффициента за год отпуска – за второго ребенка,
  • 5,4 пенсионного коэффициента за год отпуска – за третьего ребенка и четвертого ребенка.

При расчете страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за социально значимые периоды. Далее полученная сумма годовых пенсионных коэффициентов умножается на коэффициент за отложенную пенсию и стоимость годового пенсионного коэффициента, которая ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

К полученному значению прибавляется фиксированная выплата, увеличенная на размер премиального коэффициента за обращение за назначением пенсии в более поздние сроки после достижения пенсионного возраста или возникновения права на пенсию (досрочно).

Законом предусмотрено, что если гражданин проработал в сельском хозяйстве не менее 30 лет и остался жить на селе, размер фиксированной выплаты в составе страховой пенсии будет увеличен еще на 25%.

Расчет страховой пенсии по старости будет производиться по следующей формуле:

СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х КПВ х СПК)

где:

СП – страховая пенсия в году назначения пенсии;

ФВ – фиксированная выплата;

ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина;

СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии;

КПВ – премиальные коэффициенты за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для ФВ и СП!).

Обращаем внимание! По новым правилам выходить на пенсию позже будет выгодно! За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.

Условия назначения пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются прежними.
 

Помимо страховой пенсии в системе обязательного пенсионного страхования существует накопительная пенсия – т. е. ежемесячная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов ваших работодателей и дохода от их инвестирования.

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа может идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а может - по выбору гражданина - все 22% идти на формирование страховой пенсии.

Если гражданин старше 1967 года рождения, то его пенсия по старости не будет содержать пенсионные накопления, потому что его работодатели отчисляют весь объем страховых взносов только на страховую пенсию.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему будет дополнительно предоставлена возможность выбора варианта пенсионного обеспечения:

  • 1) отказаться от формирования накопительной пенсии и направить все страховые взносы на формирование страховой пенсии (тариф страховых взносов на накопительную часть – 0%);
  • 2) продолжать формировать накопительную пенсию, сохранив, как и сегодня, тариф страховых взносов в размере 6%.

При выборе варианта пенсионного обеспечения нужно помнить, что приняв решение о формировании накопительной пенсии, вы уменьшаете пенсионные права на формирование страховой пенсии, и наоборот. Какой вариант выгоднее – решаете Вы сами. При принятии решения о выборе стоит помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции. В то время как накопительная пенсия – это пенсионные накопления, которые передаются из ПФР в управление негосударственному пенсионному фонду или управляющей компании и инвестируются ими на финансовом рынке. Накопительная пенсия не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки. В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсию.

Важно отметить, что для граждан РФ, проживавших на территории г. Севастополя на 18 марта 2014 года, был принят Федеральный закон РФ от 21 июля 2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», который устанавливает особенности реализации прав пенсионного обеспечения.

Федеральный закон устанавливает, что сумма страховых взносов для назначения пенсий гражданам, работавшим в период с 2002 по 2014 год по трудовому договору, будет определяться исходя из среднемесячного заработка 24 245 рублей 70 копеек. Для назначения пенсий гражданам, заключавшим договоры гражданско-правового характера или самостоятельно обеспечивавшим себя работой, - исходя из стоимости страхового года на 2014 год. Эта норма связана с тем, что в этот период в Крыму и Севастополе отсутствовали данные индивидуального учета для начисления таких пенсий.

Федеральным законом установлены льготные сроки для обращения гражданина РФ, проживавшего на территории г. Севастополя на 18 марта 2014 года, за назначением или перерасчетом пенсии и иных устанавливаемых к пенсии выплат. В случае обращения за пенсией в течение всего 2015 года, пенсия назначается с 1 января 2015 года, независимо от даты подачи заявления (но не ранее даты возникновения права).

В отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, граждан Российской Федерации, которые не проживали постоянно по состоянию на 18 марта 2014 года на территории города федерального значения Севастополя, действуют общие правила, регулирующие сроки назначения пенсий и порядок подачи заявлений о назначении пенсий.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 427-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 428-ФЗ «О внесении изменений в статью 57 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда»;
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ