Сегодня в Москве проходит расширенное заседание Правления Пенсионного фонда Российской Федерации. В нем принимают участие Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, Председатель Правления ПФР Антон Дроздов, представители Федерального Собрания РФ и Федерации независимых профсоюзов России, управляющие отделениями ПФР из всех субъектов Российской Федерации, руководители структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР.
Ключевые темы заседания Правления ПФР – подведение итогов работы ПФР в 2014 году и I квартале 2015 года, а также вопросы реализации приоритетных задач, стоящих перед Фондом в 2015 году, в том числе в связи с исполнением федеральных законов «О страховой пенсии» и «О накопительной пенсии». С основным докладом выступил Председатель Правления ПФР Антон Дроздов.
Выплата пенсий и пособий
Как было отмечено в ходе Правления, назначение и выплата пенсий, а также социальных выплат по линии ПФР в 2014 году проходит по всей территории Российской Федерации своевременно и без сбоев.
Общая численность пенсионеров в России по итогам 2014 года составила 41,3 млн. человек. В 2014 году расходы ПФР на пенсионное обеспечение составили 5,4 трлн. рублей. Это почти на 161,6 млрд. рублей больше, чем в 2013 году.
Трудовые пенсии были с 1 февраля 2014 года проиндексированы на 6,5% и с 1 апреля 2014 года – на 1,7%. По итогам этих двух индексаций трудовые пенсии в целом выросли на 8,3%, то есть выше инфляции. Размеры трудовой пенсии работающих пенсионеров были дополнительно увеличены с 1 августа.
С 1 апреля 2014 года на 17,1% – что более чем вдвое превышает уровень инфляции в 2013 году – были проиндексированы социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. С 1 апреля 2014 года на 5% были повышены размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан.
С 1 февраля 2015 года страховые (бывшие трудовые) пенсии более 39 млн. российских пенсионеров были проиндексированы на 11,4 процента исходя из роста потребительских цен за 2014 год. C 1 апреля 2015 года социальные пенсии российских пенсионеров выросли на 10,3 процента, ЕДВ – на 5,5%.
На сегодняшний день средний размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты составляет 12,9 тыс. рублей, социальной пенсии – 8,3 тыс. рублей. Средние размеры пенсий граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, составляют 29 371 рубль и 31 488 рублей соответственно. При этом, как и прежде минимальный уровень материального обеспечения неработающих пенсионеров с учетом установления социальной доплаты к пенсии обеспечивается на уровне прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.
Материнский капитал
В 2014 году размер материнского капитала составляет 429,4 тыс. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2007 году (250 000 рублей). В 2015 году его размер составляет уже 453,03 тыс. рублей.
С 2007 года, когда началась реализация соответствующего федерального закона, государственный сертификат на материнский капитал получили более 5,8 млн. российских семей. В т. ч. в течение 2014 года территориальные органы ПФР выдали 823 тыс. сертификатов на материнский капитал, в 2015 году – 197 тыс. сертификатов.
Наиболее востребованным направлением расходования средств материнского капитала по-прежнему остается улучшение жилищных условий: на эти цели средства направили более 3 млн. российских семей. Из них более 2 млн. семей частично или полностью погасили материнским капиталом жилищные кредиты на сумму 745 млрд. рублей. Еще более миллиона семей улучшили жилищные условия, направив средства материнского капитала на сумму 357 млрд. рублей на прямую покупку, строительство или реконструкцию жилья без привлечения кредитных средств.
Кроме улучшения жилищных условий, средства материнского капитала можно направить на оплату образования или содержания любого из детей в образовательном учреждении и на увеличение будущей пенсии владелицы сертификата. Так, ПФР принял уже 195 тыс. заявок на обучение детей на сумму 9,6 млрд. рублей и почти 2,7 тыс. заявок на перевод средств на накопительную часть будущей пенсии мамы на 534 млн. рублей.
На сегодняшний день более 49,76% семей использовали средства материнского капитала полностью.
Как было отмечено на Правлении, ПФР принимает активное участие в разработке мер по противодействию неправомерному использованию средств материнского капитала. Так, был законодательно реализован ряд предложений ПФР по усилению контроля по использованию средств материнского капитала на улучшение жилищных условий. В частности, теперь средства материнского капитала не могут быть направлены на погашение основного долга и уплату процентов по займу на приобретение или строительство жилого помещения, если договор займа был заключен с микрофинансовой организацией.
Изменения в законодательстве также устанавливают дополнительные требования к кредитным потребительским кооперативам. Отныне средства материнского капитала в счет уплаты вступительного или паевого взноса можно направлять, если кооператив осуществляет свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации.
Администрирование страховых взносов
Пенсионный фонд как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) в 2014 году обеспечивает сбор страховых взносов.
Так, поступление средств на ОПС за 2014 год составило 3,69 трлн. рублей, на ОМС – 740 млрд. рублей. При этом сбор страховых средств на ОПС превысил уровень аналогичного периода 2013 года на 6,8%. Рост фактически собранных средств на ОМС по сравнению с аналогичным периодом 2013 года составил 7,7%.
Поступление средств на ОПС в I квартале 2015 года составило 840 млрд. рублей, что больше аналогичного периода прошлого года на 6%. На ОМС в I квартале 2015 года поступило 180 млрд. рублей, что больше аналогичного периода прошлого года на 8,8%.
Повышению эффективности сбора страховых взносов способствует деятельность ПФР по улучшению взаимодействия со страхователями, снижению административных барьеров для них и созданию более комфортных условий обслуживания.
Одним из заметных шагов в этом направлении стало введение с 2014 года новой единой формы отчетности, которая позволила страхователям сдавать в Пенсионный фонд России сведения о суммах страховых взносов и застрахованных лицах, за которых они уплачены, не по отдельности, как это было раньше, а единым документом. Это упростило подготовку, проверку и представление отчетности в территориальные органы ПФР, что, в свою очередь, сократило сроки проведения отчетных кампаний, а также повысило уровень своевременности и достоверности формирования, пенсионных прав граждан.
Сегодня уже более 90% страхователей представляют отчетность в ПФР в электронном виде по защищенным каналам связи.
Пенсионное обеспечение на территории Республики Крым и городе Севастополе
В 2014 году ПФР приступил к реализации Плана мероприятий «Обеспечение выплаты пенсий и организация деятельности территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе».
Для организации пенсионного обеспечения на территории Крыма в апреле 2014 года созданы два отделения ПФР: ОПФР по Республике Крым и ОПФР по г. Севастополю.
В соответствии с Указом Президента России от 31 марта 2014 года № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя» в дополнение к пенсии, назначенной в соответствии с законодательством Украины, устанавливалась ежемесячная выплата, которая поэтапно повышалась. Это позволило к 1 июля 2014 года довести размер пенсий в Крыму до среднего размера трудовой пенсии в Российской Федерации. Выплата пенсий и указанной доплаты в 2014 году осуществлялась за счет средств бюджета Российской Федерации Пенсионным фондом Крыма и г. Севастополя.
Для формирования пенсионных прав в полном объеме и получения пенсий, пособий по линии ПФР необходимо было в первую очередь обеспечить регистрацию граждан в системе обязательного пенсионного страхования. На 31 декабря 2014 года 1,85 млн. жителей Республики Крым и города Севастополя были зарегистрированы в системе ОПС. На сегодня этот показатель составляет уже более 2 млн.
В рамках исполнения Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ОПФР по Республике Крым и ОПФР по г. Севастополю в течение 2014 года произвели перерасчет размера пенсий, назначенных по законодательству, действовавшему ранее на территориях Республики Крым и г. Севастополя, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перерасчет проводился Пенсионным фондом России на основании документов выплатного дела без истребования от граждан соответствующих заявлений.
С 1 января 2015 года по завершении переходного периода пенсионное обеспечение граждан, которые проживают на территории Республики Крым и г. Севастополя, осуществляется в соответствии с российским законодательством. Выплата пенсий по линии Пенсионного фонда осуществляется за счет средств бюджета ПФР.
Всего в территориальных органах ПФР в Республике Крым и г. Севастополе по состоянию на 1 апреля 2015 года на учете состоят 656 504 пенсионера. Из них в Республике Крым – 550 845 человек и в г. Севастополе – 105 659 человек.