В первое воскресенье августа в России отмечается профессиональный праздник – день железнодорожника.
Работникам железнодорожного транспорта, учитывая особый характер их труда, действующим законодательством установлены льготы по пенсионному обеспечению. Страховая пенсия по старости досрочно им может назначаться в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по Списку профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 №272. К ним относятся работники службы пути, службы движения и перевозок, локомотивного и вагонного хозяйства, службы энергетика. Мужчинам пенсия назначается по достижении 55 лет, женщинам – по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет на работах, предусмотренных Списком № 272, имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и величину индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (в 2018 году не менее 13,8).
Периоды работы, начиная с 1 января 2013 года, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам, если по результатам специальной оценки условий труда класс условий труда на рабочих местах соответствует вредному или опасному.
Некоторым работникам (кочегарам поездов, машинистам тепловозов, составителям поездов и др.) досрочная пенсия назначается независимо от того, на какой железной дороге они заняты: на магистральной железной дороге системы Министерства путей сообщения России или на железнодорожном транспорте предприятий и организаций.
Вместе с тем, некоторые работники будут иметь право на пенсионные льготы, если выполняют работы на участках магистральных железных дорог с интенсивным или с особо интенсивным движением поездов (например, монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов) или на станциях внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог (например, дежурные по сортировочным горкам, занятые на станциях внеклассных и первого класса, осмотрщики вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог).
Как указывалось выше, правом на пенсионные льготы пользуются члены локомотивных бригад, которые в соответствии с правилами технической эксплуатации железных дорог представляют собой группу работников, назначаемых на обслуживание поездных или маневровых локомотивов, а также моторвагонных поездов. Работниками локомотивных бригад являются машинист и помощник машиниста, а на паровозе – и кочегар паровоза.
В системе железнодорожного транспорта имеются экипировочные бригады, в состав которых могут входить машинисты тепловозов, паровозов, электровозов, дизель-поездов, электропоездов (секций) и других локомотивов. Этим работникам льготное пенсионное обеспечение не установлено, поскольку они не заняты непосредственно на работах по перевозке грузов и пассажиров.
Для перевозки людей, грузов и инструмента, используемого для технического осмотра путей, на железной дороге используется дрезина – транспортная машина, передвигающаяся по рельсам. В отличие от машинистов мотовоза, который является локомотивом, водители дрезин правом на досрочное назначение пенсии не пользуются.
В Саратовской области 3374 работника железнодорожного транспорта получают досрочную страховую пенсию по старости.