За 9 месяцев 2017 года в территориальные органы ПФР по Саратовской области от застрахованных лиц поступило 1257 заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), включая государственную управляющую компанию «Внешэкономбанк» (ВЭБ), и негосударственного пенсионного фонда (НПФ). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество поданных заявлений в 2017 году сократилось на 20%.
Из общего объема поданных заявлений 1020 заявлений (81%) составляют заявления о «досрочном» переходе в другой НПФ.
ПФР предупреждает: смена страховщика чаще одного раза в 5 лет может повлечь потерю инвестиционного дохода, а в случае отрицательного результата инвестирования – уменьшения пенсионных накоплений на сумму инвестиционного убытка. Застрахованные лица, конечно, могут пользоваться правом на ежегодную смену страховщика (фонда) («досрочный» переход), но наиболее выгодным вариантом зачастую является смена страховщика не чаще 1 раза в 5 лет («срочный» переход). Если страховщиком является ПФР (то есть гражданин доверил свои инвестиционные накопления УК), смену управляющей компании или инвестиционного портфеля управляющей компании можно производить ежегодно без потери инвестиционного дохода.
Органами ПФР проводится постоянная информационно-разъяснительная работа с населением о финансовых последствиях «досрочных» переходов. НПФ не заинтересованы в предоставлении такой информации, так как согласно нормам федерального закона от 07.05.1998 №75-ФЗ инвестиционный доход гражданина при «досрочном» переходе подлежит направлению в резерв НПФ по обязательному пенсионному страхованию.
Тенденция подачи застрахованными лицами заявлений о «досрочном» переходе, сопровождающаяся потерями инвестиционного дохода, продолжается с 2015 года на территории всей РФ.
Справочно: в 2016 году ПФР принял к рассмотрению 11,7 млн. заявлений о смене страховщика. Положительные решения были приняты Пенсионным фондом РФ в отношении 6,5 млн. заявлений (54,2% от принятых к рассмотрению заявлений), из которых 6,45 млн. заявлений о «досрочном» переходе (99,2% от общего количества удовлетворенных заявлений).