Управление средствами пенсионных накоплений дает право гражданину выбирать себе страховщика для их инвестирования. Страховщиком может быть негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или ПФР в лице управляющих компаний (УК).
Решение о формировании накопительной пенсии можно реализовать путем подачи заявления о смене страховщика. Менять страховщика можно ежегодно (досрочный переход) или раз в 5 лет (срочный переход). Существует несколько вариантов подачи заявления о переводе пенсионных накоплений в УК и НПФ.
- Заявление можно подать как лично, так и через законного представителя в клиентскую службу ПФР или МФЦ.
- По почте или с курьером. При этом установление личности и проверку подлинности подписи гражданина осуществляет нотариус (или в порядке, установленном п. 2 статьи 185.1 ГК РФ).
- Подать электронное заявление можно через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) или Личный кабинет гражданина на сайте ПФР. И в том, и в другом случае электронное заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.
Если смена страховщика происходит чаще одного раза в пять лет, то происходит потеря инвестиционного дохода, полученного предыдущим страховщиком. При этом если страховщиком является ПФР, смену управляющей компании или инвестиционного портфеля УК можно производить ежегодно без потери инвестиционного дохода.
Заявления граждан о досрочном переходе подлежат рассмотрению Пенсионным фондом в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи гражданином такого заявления. В том же году осуществится перевод средств пенсионных накоплений гражданина вновь выбранному страховщику в случае удовлетворения заявления.
Заявления граждан о срочном переходе подлежат рассмотрению Пенсионным фондом в срок до 1 марта года, следующего за годом, в котором истекает 5-летний срок с года подачи гражданином такого заявления. В том же году осуществится перевод средств пенсионных накоплений гражданина вновь выбранному страховщику в случае удовлетворения заявления.
В случае подачи застрахованным лицом срочного заявления, в течение пяти лет у него есть право подать уведомление о замене. Это документ, на основании которого застрахованное лицо уведомляет фонд о замене выбранного им страховщика по обязательному пенсионному страхованию, указанного в «5-летнем» заявлении о переходе.
Если в течение года застрахованным лицом было подано более одного заявления, то ПФР будет принимать решение по заявлению с самой поздней датой подачи.
Выбор страховщика – это личное решение гражданина. Требовать перевода его средств пенсионных накоплений в фонд не имеют права ни работодатель, ни агентства по трудоустройству, ни кредитные организации.
Отделение ПФР по Саратовской области предупреждает, что сотрудники Пенсионного фонда НИКОГДА НЕ ХОДЯТ ПО ДОМАМ! Будьте бдительны и никому не предоставляйте свои персональные данные: номер СНИЛС, паспортные данные и ФИО!