С 2013 года изменилась система информирования граждан о состоянии их «пенсионных» счетов. Напомним, что на протяжении нескольких лет Пенсионный фонд России информировал граждан о состоянии их «пенсионных» счетов, открытых в ПФР, путем ежегодной рассылки информационных писем. Для рассылки писем 80 миллионам россиян Пенсионному фонду ежегодно требовалось около 3 млрд. рублей. Делать это было важно для того, чтобы напомнить гражданам о необходимости контролировать состояние своего лицевого счета и предоставить с помощью письма нужные для этого сведения. Из письма можно было почерпнуть сведения о страховых взносах, которые работодатель (или работодатели, если гражданин имел не одно место работы) перечислил на финансирование страховой и накопительной частей (если она формируется) пенсии за предшествующие годы.
Развитие новых способов получения информации, а также рост тарифов на почтовые расходы предопределили изменения в условиях информирования граждан о состоянии их лицевых счетов.
С 2013 года каждое застрахованное лицо может самостоятельно получить информацию о состоянии своего индивидуального лицевого счета, выбрав удобный способ:
Выписку из индивидуального лицевого счета (ИЛС) можно получить один раз в год бесплатно в территориальном органе ПФР по месту жительства или работы. Выписка из ИЛС содержит сведения о трудовом стаже, суммах начисленных и уплаченных страховых взносов и позволит оценить добросовестность Вашего работодателя, то есть полноту уплаты страховых взносов и достоверность сведений, предоставленных работодателем в ПФР. Выписка будет подготовлена сотрудниками управления ПФР, и гражданин в течение 10 дней сможет её получить на руки. При этом застрахованное лицо при обращении в органы ПФР за выпиской может избрать и иной способ её получения – заказным письмом через почту России. Таким образом, информация о состоянии индивидуального лицевого счета может быть направлена почтовым отправлением.
Для того, чтобы «заказать» в органах ПФР выписку из лицевого счета, застрахованному лицу не обязательно приходить на прием в территориальный орган ПФР: запрос на получение выписки можно направить по почте. К запросу прилагаются копии документов, заверенных в установленном законодательством порядке (копия документа, удостоверяющего личность гражданина и копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования). Выписка из ИЛС будет направлена заявителю также почтовым отправлением. Вышеуказанными способами можно воспользоваться также при желании получить информацию о суммах дополнительных страховых взносов, уплаченных на накопительную часть трудовой пенсии, если гражданин является участником Программы государственного софинансирования пенсий.
Работник любого предприятия (организации) имеет право в соответствии с законодательством на получение у работодателя копии тех сведений, которые он представляет в органы ПФР. Именно на основании этих сведений и формируется индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Работодатель, в свою очередь, обязан передать застрахованному лицу, работающему у него по трудовому договору копию сведений, представленных в орган Пенсионного фонда РФ.
Информацию о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованное лицо может получить в режиме он-лайн через единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru), предварительно зарегистрировавшись на портале.
Ещё одна возможность ознакомиться с состоянием своего «пенсионного» счета – через кредитные организации. ПФР заключил с рядом кредитных организаций соглашения об информировании граждан о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. К их числу относятся: «Сбербанк России», «Банк Уралсиб», «Газпромбанк», «Банк Москвы», Банк ВТБ 24. Извещение ПФР можно будет получить либо на бумажном носителе через операциониста, либо через интернет-банкинг.