События

Сегодня, 14 марта, заместитель управляющего Отделением ПФР по Самарской области Светлана Нефедова выступила перед активом Самарской областной организации профсоюза работников химических отраслей промышленности и рассказала об отдельных аспектах совершенствования пенсионной системы.

В Самарской области на сегодня каждый третий пенсионер уходит на пенсию досрочно. Начиная  с 2013 года институт досрочных пенсий реформируется. Согласно пункту 3 статьи 27 Закона № 173-ФЗ (в редакции Закона № 421-ФЗ*) периоды работы с вредными и тяжелыми условиями труда, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем дополнительных тарифов страховых взносов, уплачиваемых в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии.

С принятием Закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в системе досрочных пенсий начинает действовать механизм специальной оценки условий труда, который позволит не только регулировать процесс уплаты страхователями дополнительных тарифов страховых взносов, но и осуществлять постепенный переход к упорядочению назначения досрочной трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в прямой зависимости от реальных условий труда на рабочем месте. 

Соответственно, для работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, установлены дополнительные тарифы страховых взносов:

Список №1 (Список № 2 и «малый список»): 2013 г. – 4 (2) %; 2014г. – 6 (4) %; 2015 г. – 9 (6) %

С 2014 г. – дифференцированный тариф (от 2 до 8%) или освобождение от него с учетом проведения оценки условий труда и выявления класса условий труда.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности: оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс, включая четыре подкласса) и опасные (4 класс).

Размеры дополнительных страховых взносов определяются частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ (часть введена Федеральным законом от 28.12.2013 года № 421-ФЗ).

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

Вредный

-

-

-

Допустимый

Оптимальный

4

3.4

3.3

3.2

3.1

2

1

8,0 процента

7,0 процента

6,0 процента

4,0 процента

2,0 процента

0,0 процента

0,0 процента

Две первых категории освобождаются от уплаты дополнительных страховых взносов, работники этих категорий не будут иметь права досрочного выхода на пенсию.
За вредные и опасные условия работодателям, как и сейчас, придется платить дополнительные страховые взносы (от 2 до 8%),  но только при условии, что эти профессии или должности входят в соответствующие списки.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены вредные (опасные) факторы, работодатель подает в территориальный орган Роструда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (действительна на пять лет). По истечении срока действия в случае отсутствия за период ее действия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет.

Таким образом, с 1 января 2014 года периоды работы  по Списку №1, 2 и др., имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии при условии начисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, и соответствия класса условий труда на рабочих местах по указанным работам вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

При этом до проведения специальной оценки условий труда периоды занятости на рабочих местах на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ по Списку №1, 2 и др. независимо от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до 01.01.2014 года, но при условии начисления и уплаты страховых взносов  по дополнительным тарифам.

Оценку условий труда будут производить специальные комиссии, куда войдут независимые специально аккредитованные эксперты, представители предприятий и профсоюзов. Работник вправе присутствовать во время проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. Он может обращаться за получением разъяснений, он вправе обжаловать результаты этой процедуры.

В связи с этим,  работодателям дается выбор: либо модернизировать свое производство и тем самым уберечь своих сотрудников от опасности, либо обеспечить им досрочное пенсионное обеспечение.

Нормы Закона №426-ФЗ от 28.12.2013 устанавливают переходные положения, предусматривающие отложенные сроки введения в действие некоторых требований к специализированным организациям и экспертам (вплоть до 31 декабря 2018 года.), а также признание результатов проведенной до вступления в силу Федерального закона аттестации рабочих мест в течение пяти лет со дня её завершения.

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ