Фраза «Без бумажки – ты букашка» неумолимо теряет свою актуальность. Современный человек все реже «идет ногами» в учреждение за документами. Большую популярность обретают сервисы, основанные на принципе «не выходя из дома». Технический прогресс настиг, причем в числе первых, и пенсионную сферу. Недалек тот день, когда даже заявление о назначении пенсии не надо будет подавать в клиентской службе пенсионного фонда. За вас все автоматом сделает система.
О том, как можно удаленно управлять своей пенсией, нужна ли теперь пресловутая «зеленая бумажка» с номером СНИЛС, стоит ли бояться, что твои персональные данные «хакнут», мы поговорили с управляющим Отделением ПФР по Республике Саха (Якутия) Георгием Степановым.
Не выходя из дома
– Наступает время пенсионеров, которые не представляют жизни без интернета и гаджетов. И пенсионный фонд, шагая в ногу со временем, а иногда и опережая его, развивает свои электронные сервисы.
Уже сегодня 86,6% всех заявлений о назначении и доставке пенсии в территориальные органы ПФР по Якутии поступают в электронном виде. Четыре года назад эта цифра составляла 0,3%. Разница, как видите, огромная!
Мы оказываем 26 государственных услуг, в рамках которых принимаем около ста видов заявлений. При этом у всех клиентов ПФР есть выбор способа подачи заявлений. Можно лично обратиться в территориальный орган пенсионного фонда, подать заявление через МФЦ, направить заявление в электронной форме через официальный сайт ПФР или используя Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru), а можно и по старинке – по почте. Также можно получить информацию по оказанию государственных услуг с помощью специального приложения Пенсионного фонда на телефоне (он так и называется ПФР), либо позвонив в наш контакт-центр.
Кроме того, мы полностью перешли на электронное взаимодействие с партнерами. Заключили соглашения с Минтруда, судебными приставами, налоговой службой, учебными заведениями. Это позволяет нашим клиентам экономить свое время.
– Если я подаю заявление через МФЦ, не будет такого, что потрачу больше времени на оформление документа?
– Абсолютно нет. Рассмотрение заявления не зависит от способа подачи. Сроки рассмотрения одинаковы в соответствии с административными регламентами предоставления государственных услуг Пенсионного фонда. Например, если это назначение пенсии – время рассмотрения 10 рабочих дней с момента подачи заявления в МФЦ, как и напрямую в ПФР.
К тому же ГАУ «МФЦ РС(Я)», как наш главный партнер по предоставлению государственных услуг, подключен к сервисам ПФР в федеральной системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Это дает возможность специалистам центра оказывать услуги в online-режиме. Также система позволяет МФЦ обслуживать население независимо от места регистрации заявителя. То есть вы, имея прописку, скажем, в Нюрбе, сможете оформить назначение пенсии, обратившись в МФЦ Якутска.
На базе ГАУ «МФЦ РС(Я)» оказываются 12 государственных услуг ПФР – можно оформить пенсию, компенсацию на проезд для неработающих пенсионеров, получить справку о размере пенсии, сертификат материнского (семейного) капитала и прочие.
– Я правильно поняла, что через контакт-центр можно не только проконсультироваться, но и подать заявление на получение той или иной услуги?
– Да, верно. Контакт-центр был создан в прошлом году на базе Отделения, где по единому бесплатному номеру (8 800-100-99-74) со всей республики, да и не только, можно получить консультацию по вопросам оказания государственных услуг, записаться на прием, заказать документы (справки). Для вопросов, касающихся персональных данных клиента, необходимо иметь «кодовое слово», которое можно получить в любых наших клиентских службах.
По данным на 1 июня 2019 года, обслужено 15143 звонков. При этом на первом уровне, то есть в территориальных органах, сохранена работа «горячих линий».
По факту, без волокиты
– В России, пока человек не подаст заявление, пенсию ему не оформят. Возможно ли автоматизировать этот процесс?
– Мы стоим, можно сказать, на пороге к этому. По крайней мере, мы с вами, думаю, точно уйдем на пенсию автоматом, то есть, не подавая никаких заявлений на начисление.
Сегодня мы прорабатываем систему оказания государственных услуг в проактивном режиме – то есть по факту наступления события, а не по факту поступления заявления.
Пенсионный фонд работает над 5 проектами, которые будут внедрены в течении трех последующих лет. Первой жизненной услугой, которая будет внедрена в проактивном режиме – это утрата человеком трудоспособности, установление инвалидности. Простыми словами, точкой движения всей государственной системы будет установление инвалидности гражданину. Далее включается весь механизм государственной защиты – информация в «бесшовном» режиме проходит через все государственные органы. В частности, в Пенсионном фонде назначение пенсии, ЕДВ, НСУ без заявления, при согласии гражданина.
Все это стало возможным благодаря двум информационным системам, которые сопровождает Пенсионный фонд – Федеральный регистр инвалидов (ФГИС ФРИ) и Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).
Что касается второй системы, то все органы, предоставляющие меры социальной поддержки (управления социальной защиты, отделы опеки, органы местного самоуправления и т.д.) должны направлять свои данные в эту базу. Она со временем станет самой большой информационной платформой социальной системы России.
Представьте, в ЕГИССО хранится информация о 52,2 млн лицах и 100,6 млн назначенных им мер социальной защиты!
В системе запущен сервис социального калькулятора, который позволяет видеть все предоставляемые меры социальной поддержки в зависимости от территории и типа получателя.
Этому, в частности, будет способствовать интеграция ЕГИССО с Единым государственным реестром ЗАГС (ЕГР ЗАГС), которая, к примеру, позволит отслеживать появление в семье ребенка и своевременно уведомлять родителей о мерах, на которые они имеют право.
– Было бы здорово!
– Правда, на данный момент есть сложности получения оперативных и полных данных с ЕГР ЗАГС, отдельных муниципальных и республиканских органов. В этом плане система межведомственного электронного взаимодействия еще не идеальна.
Вот здесь и кроется проблема более активного перевода госуслуг в проактивный режим – рассинхронизации информресурсов различных ведомств и структур.
От ред.: Во многих стандартных жизненных ситуациях человеку по определению нужно обратиться сразу в несколько ведомств — иногда параллельно, а иногда и последовательно, каждый раз затрачивая на это время.
Например, при заключении брака получение свидетельства о нем займет в ЗАГСе всего один день. Однако, если женщина захочет при этом сменить фамилию, то ей придется после обращения в МФЦ еще 10 дней ждать замены паспорта, потом обратиться в ФНС для смены ИНН, на что уйдет еще пять дней. Параллельно с этим через МФЦ нужно будет запустить процедуры замены СНИЛС, водительских прав и загранпаспорта – шесть, 16 и 30 дней соответственно.
И каждый раз идет параллельная работа разных информационных систем – государственных и муниципальных систем. Которые не всегда синхронизированы между собой.
Пенсионный щит
– Большие данные – это всегда большие риски. Может ли пенсионный фонд гарантировать сохранность персональных данных клиентов? Ведь у вас хранится практически вся информация о человеке с момента рождения (получения СНИЛС).
– Персонифицированный учет пенсионных прав населения мы ведем с 1996 года. За эти годы построена мощная сквозная система защиты данных. Осуществляется целый комплекс мероприятий – автоматизированный доступ к данным, аппаратные средства защиты информации, криптографическая защита, программное разбиение сетевого трафика, межсетевые экраны. Все это делается для обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа, хакерских атак из интернета и незаконного проникновения.
Я работаю управляющим Отделением ПФР по Республике Саха (Якутия) девятый год. И за все это время не было ни одного случая утечки информации. А вот хакерские атаки были, но с ними наша служба информационной безопасности хорошо справляется.
– Георгий Михайлович, коли мы заговорили о СНИЛС, теперь эту «зеленую бумажку» можно и не получать?
– Да, с апреля этого года СНИЛС стал только электронным. Для вновь зарегистрированных или застрахованных лиц будет просто открываться СНИЛС без выдачи удостоверения в бумажном виде. С помощью электронной версии этого документа также можно будет получать необходимые государственные и муниципальные услуги. Данные всегда доступны в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда и через приложения для мобильных устройств.
– Пенсионный фонд провел большую работу по цифровизации своих услуг. А ваши клиенты умеют пользоваться всеми этими возможностями?
– Уровень проникновения интернета в нашу жизнь неуклонно растет. И многим современным людям как пенсионного, так и предпенсионного возраста, не составляет труда разбираться в специальных системах, которые облегчают их жизнь. Сегодня, не вставая с дивана, многие оплачивают услуги ЖКХ, получают талон на прием к врачу и т.д.
Но тем не менее мы проводим работу по цифровой грамотности. В больших клиентских службах установлены так называемые гостевые компьютеры. С их помощью можно воспользоваться всеми услугами, которые можно получить через электронный сервис «Личный кабинет гражданина».
Совместно со школами третьего возраста, Союзом пенсионеров проводим множество курсов по компьютерной грамотности. Не зря пенсионер из Якутии стал дважды чемпионом на российском кибертурнире среди пенсионеров.
– О чем будет идти речь на семинаре, который состоится в начале июля и куда съедутся руководители отделений Пенсионного фонда из разных округов?
– На межрегиональном семинаре-совещании примут участие более тридцати руководителей отделений ПФР из Южного, Дальневосточного, Уральского и Сибирского федеральных округов, Республики Крым, города Байконур, а также представители исполнительной дирекции Пенсионного фонда России. Круг вопросов, который будет рассмотрен, касается предоставления государственных услуг, в частности совершенствования информационных технологий Пенсионного фонда – обмен опытом, лучшими практиками.
Хочу сказать, что Якутии есть что показать и чем гордиться в этом направлении.
Ирина Мартынова,
газета «Якутия", 28 июня 2019