Для граждан, которые на данный момент являются работающими, переход на электронные трудовые книжки добровольный: до конца 2020 года им нужно определиться, в каком виде учитывать свой трудовой стаж (в бумажном или электронном) и подать заявление своему работодателю. У тех, кто впервые устроится на работу в 2021 году, трудовые книжки сразу будут формироваться только в электронном формате.
Если гражданин выберет для себя бумажный вариант, то работодатель будет вести его трудовую книжку и в бумажном, и в электронном виде. Если выбрана будет электронная версия, то старую бумажную книжку работнику выдадут на руки, и в дальнейшем вестись будет только электронная.
Курировать ведение электронных книжек будет Федеральная служба по труду и занятости. В компетенции Пенсионного фонда РФ – приём сведений о трудовой деятельности граждан для формирования их пенсионных прав. С 2020 года работодатели обязаны представлять в ПФР информацию о кадровых изменениях. Первый отчёт за январь наступившего года будет нужно сдать до 15 февраля.
Электронная трудовая книжка сохранит весь основной перечень сведений, которые сейчас учитываются в бумажной версии. Выписку из ЭТК можно будет распечатать самостоятельно из «Личного кабинета» на сайте ПФР и Портале госуслуг или получить в МФЦ и клиентских службах Пенсионного фонда. Она будет заверена электронной подписью и действительна во всех инстанциях.
В чём преимущества электронного варианта? В их числе:
- удобный и быстрый доступ работников к информации о своей трудовой деятельности,
- минимизация ошибочных, неточных и недостоверных сведений о стаже,
- снижение издержек работодателей на приобретение, ведение и хранение бумажных трудовых книжек,
- дистанционное оформление пенсий по данным лицевого счета, без дополнительного документального подтверждения,
- использование данных электронной трудовой книжки для получения государственных услуг.