22 декабря 1990 года был образован Пенсионный фонд Российской Федерации, за 26 лет ставший самой крупной в стране организацией по оказанию гражданам социально значимых услуг. В структуре Пенсионного фонда РФ – 8 Управлений в Федеральных округах, 83 отделения в субъектах РФ и почти 2,5 тыс. территориальных органов во всех регионах. В Рязанской области система ПФР представлена Отделением, Центром выплаты пенсий и 26 территориальными органами (включая 7 межрайонных управлений), которые оказывают свыше 30 наименований важнейших государственных услуг гражданам всех возрастов.
В настоящее органы ПФР в г. Рязани и по районам Рязанской области обслуживают свыше 386,5 тысяч пенсионеров 258,3 тысяч федеральных льготников, ведут индивидуальные лицевые счета в системе обязательного пенсионного страхования для 1,15 млн. застрахованных лиц, ежегодно назначают в среднем по 20 тысяч новых пенсий и выдают по 5 тысяч сертификатов на материнский (семейный) капитал. Для обеспечения доходной части бюджета в целях финансирования пенсий и пособий специалисты ПФР в регионе взаимодействуют с 39,1 тыс. работодателей, от которых ежеквартально принимается свыше 450 тыс. индивидуальных сведений, и 27,4 тыс. представителей самозанятого населения. Ежемесячно на предоставление пенсионных и иных социальных выплат по линии ПФР жителям Рязанской области направляется больше 5,1 млрд. рублей.
Все выплаты предоставляются населению в полном объёме и в предусмотренные законодательством сроки.
Кроме того, приоритетным направлением в работе органов ПФР является постоянное повышение качества предоставления услуг, в том числе в процессе приёма граждан в клиентских службах. Время ожидания приёма посетителей не превышает 15 минут, для граждан предусмотрены максимально комфортные условия и вся необходимая справочная информация, оснащённость зданий в части доступности для людей с инвалидностью отвечает всем современным требованиям (Программа «Доступная среда»).
В обслуживании населения используется такой важный фактор, как вариативность: 17 услуг, относящихся к компетенции Пенсионного фонда РФ, сегодня граждане могут получить не только в органах ПФР, но и при обращении в многофункциональные центры. Помимо личного обращения важнейшие услуги теперь доступны и в электронном виде. Так, более 88% заявлений о назначении пенсии, подаваемых гражданами в Рязанской области, поступают через Личный кабинет гражданина на Официальном сайте ПФР.
В числе наиболее значимых нововведений в обслуживании граждан, реализованных в 2016 году:
- - в «Личном кабинете…» на сайте ПФР открыты новые сервисы, предусматривающие возможность в электронном виде
- подать заявление о получении сертификата и распоряжении средствами М(С)К,
- подать заявление о назначении ЕДВ,
- сообщить в ПФР об изменении статуса занятости,
- осуществить выбор в сфере управления средствами пенсионных накоплений и получить информацию о страховщике,
- обратиться с заявлением о предоставлении срочной и единовременной выплаты из средств пенсионных накоплений;
- - органы ПФР назначают гражданам номер индивидуального лицевого счёта в системе обязательного пенсионного страхования в режиме онлайн: вместо 2 недель время ожидания составляет 2 минуты;
- - специалисты ПФР в клиентских службах регистрируют граждан в ЕСИА для обеспечения возможности их последующего доступа к получению государственных услуг в электронном виде.
Методы и формы оказания гражданам государственных услуг совершенствуются вместе с развитием всей социальной сферы, что во многом определяет специфику деятельности ПФР как динамично развивающего направления в социальной политике.