В сфере предоставления государственных услуг и, в частности, услуг ПФР установилась устойчивая тенденция к усовершенствованию этого процесса для повышения эффективности, удобства и экономии времени специалистов и обращающихся граждан.
Достижение удобства и экономии времени во многих аспектах также определяются возможностью оказания услуг через электронные сервисы, а также применением методов заблаговременной работы в рамках электронного взаимодействия с субъектами пенсионного страхования.
С 2015 года на Официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации открыт новый сервис «Личный кабинет застрахованного лица», зарегистрировавшись в котором, граждане, прошедшие регистрацию на Портале государственных услуг, смогли получить информацию об имеющихся у них пенсионных правах, включая периоды работы и количество накопленных пенсионных баллов, распечатать извещение о состоянии индивидуального лицевого счёта в ПФР.
Данный сервис пользуется популярностью у населения и в настоящее время носит не только информационный характер, но и позволяет дистанционно обратиться в ПФР за услугами.
Во – первых, это возможность записаться на личный приём.
Визит в любое учреждение за услугой или консультацией всегда связан со временем ожидания приёма, которое варьируется в зависимости от потока посетителей и иных обстоятельств. Сократить до минимума связанные с этим неудобства позволяет предварительная запись на приём.
Выбрав регион, территориальный орган ПФР и заполнив небольшую анкету, граждане могут определить день визита и ознакомиться с предлагаемыми вариантами времени приёма. Каждый обратившийся получает талон, который можно распечатать и взять с собой: в нём указано время приёма и перечень документов, которые необходимо взять с собой. В нашем регионе возможностью предварительной записи на приём через личный кабинет застрахованного лица воспользовались уже более 13 тысяч граждан.
Во – вторых, через «Личный кабинет» можно направить электронное письмо - обращение к специалистам ПФР, что является удобным аналогом письменного обращения по обычной почте.
В 2015 году в Отделение ПФР и его территориальные органы поступило 1861 письменное обращение, из них 21% - это обращения в электронной форме, через личный кабинет.
В – третьих, в рамах работы с сервисом «Личный кабинет…» можно осуществить предварительный заказ документа. Например, это может быть справка о размере пенсии, справка о сумме материнского капитала и др., - всего 13 наименований. Оформив предварительный заказ документов, гражданин впоследствии сможет обратиться в орган ПФР за уже готовыми бумагами.
И, наконец, четвёртая возможность – это дистанционное направление заявление о назначении пенсии или способе её доставки.
В «Личном кабинете застрахованного лица» существует раздел «Подать заявление», где можно заполнить специальную интерактивную форму с указанием личной информации (гражданство, место жительства, место рождения, данные документа, удостоверяющего личность, и др.)
Система приёма электронного заявления устроена так, что гражданин получает сообщения в своем «Личном кабинете» о текущем состоянии рассмотрения заявления и уведомления о дальнейших действиях.
Если гражданин подал заявление о назначении пенсии, а в ПФР уже сформирован макет пенсионного дела гражданина (то есть он или его работодатель заблаговременно предоставили все необходимые для назначения пенсии документы), то решение о назначении пенсии будет вынесено в течение 10 дней. При этом в «Личный кабинет застрахованного лица» поступит соответствующее сообщение и уведомление о размере назначенной пенсии.
Если в органе ПФР отсутствует макет выплатного дела на данного гражданина, часть необходимых документов или имеющиеся в макете документы требуют подтверждения, то гражданину придет уведомление о том, что в течение 3 месяцев следует представить необходимые документы в орган ПФР.
В случае отказа в назначении пенсии гражданину будет рекомендовано в течение 5 рабочих дней обратиться в ПФР для получения решения об отказе. Если гражданин не обратится в указанный срок, то документы будут направлены ему по почте.