Прошло более 4 лет с принятия Федерального закона от 27.07.2010 № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». За это время в организации деятельности государственных структур в сфере оказания услуг населению произошли перемены. Значительная часть реализации этих нововведений относятся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации как одного из крупнейших социальных институтов страны.
На сегодняшний день законодательством определено 18 услуг, предоставляемых органами Пенсионного фонда в различных формах:
- при личном (или письменном) обращении непосредственно в территориальные органы Пенсионного фонда;
- посредством обращения граждан в многофункциональные центры,
- непосредственно через портал государственных услуг;
- а также с использованием электронного сервиса «Личный кабинет застрахованного лица.
Напомним, что в настоящее время услуги по линии ПФР граждане могут получить как в органах Пенсионного фонда РФ, так и в Многофункциональных центрах. При этом большинство граждан по – прежнему обращаются непосредственно в органы ПФР.
Так, в Рязанской области за 1 полугодие текущего года в Отделение ПФР поступило более 200 тысяч обращений, из них основную часть (76 %) составили личные обращения в территориальные органы Пенсионного фонда, остальные (24%) воспользовались другими способами (письменно, в электронной форме или через МФЦ).
В этой связи органы ПФР по – прежнему видят свою основную задачу в создании максимально комфортных условий для граждан по получению той или иной услуги. В частности, сегодня во всех территориальных органах ПФР в регионе созданы клиентские службы, которые оснащены всеми необходимыми для приема граждан программными и техническими средствами. В самом крупном Управлении ПФР в городе Рязани залы ожидания клиентской службы оборудованы электронной системой управления очередью со световыми информационными табло. В целях сокращения времени ожидания в очереди внедрен в эксплуатацию новый сервис «Предварительная запись на прием», которым уже воспользовались более 4 тыс. граждан. Большинство клиентских служб оборудованы для приема маломобильных групп населения (имеются пандусы, кнопки вызова, гигиенические комнаты), обустроены детские уголки и небольшие игровые зоны. Кроме того, в регионе на постоянной основе работают мобильные клиентские службы для приема населения в отдаленных населенных пунктах, - только в текущем году проведено более 360 выездов, в ходе которых принято более 5 тыс. человек.
Важно отметить, что наряду с совершенствованием обслуживания населения в рамках деятельности отдельных организаций и учреждений, в настоящее время осуществляется развитие предоставления государственных услуг через «одно окно», в том числе через многофункциональные центры, в которых можно получить услуги ПФР. Если в 4 квартале прошлого года в многофункциональные центры области за оказанием услуг Пенсионного фонда РФ обратились всего 160 граждан, то за 1 полугодие 2015 года зарегистрировано уже более 3,5 тыс. обращений. То есть наблюдается тенденция постепенного повышения активности граждан по обращению в МФЦ.
Практика показывает, что МФЦ позволяют синхронизировать работу разных ведомств и повысить качество обслуживания населения, - граждане могут обратиться как в МФЦ в режиме «одного окна», так и в ПФР, в зависимости от места проживания, наличия времени и иных обстоятельств и личных предпочтений.
Для сведения.
Сегодня на территории нашей области открыты 29 МФЦ, предоставляющих услуги различных федеральных и муниципальных органов. 25 из них расположены в каждом районе, 4 самых крупных - в каждом административном округе г. Рязани. МФЦ оказывают 16 государственных услуг, относящихся к деятельности Пенсионного фонда РФ. По данным статистики наиболее востребованы услуги, связанные с регистрацией граждан в системе обязательного пенсионного страхования (оформление страхового свидетельства, обмен, дубликат), с вопросами по материнскому (семейному) капиталу (выдача государственного сертификата на М(С)К, распоряжение средствами). В частности, из всех принятых на сегодняшний день обращений за единовременной выплатой за счет средств материнского (семейного) капитала более 30% поступили именно через МФЦ.