С 1 января 2015 года в рамках введения новой пенсионной формулы страховая и накопительная части трудовой пенсии граждан Российской Федерации заменены страховой и накопительной пенсиями.
Одновременно с нормами федерального законодательства об изменениях в сфере пенсионного обеспечения и страхования граждан и системе формирования пенсионных прав вступили в силу правила, регламентирующие порядок обращения граждан по вопросам назначения и выплаты пенсий по линии ПФР (утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н г.). Подобные регламентирующие документы существовали и ранее, но утверждение новых правил было обусловлено необходимостью обеспечения соответствия процессов назначения, перерасчёта и реализации выплат нормам нового законодательства.
Одним из основных предметов регламентирования является перечень документов, предоставление которых наряду с заявлением требуется при обращении за назначением пенсии.
К примеру, к заявлению о назначении страховой пенсии по старости, - а это основной, наиболее распространённый вид выплат, предоставляемых гражданам по линии Пенсионного фонда РФ, - прилагаются: документ, удостоверяющий личность, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, трудовая книжка, выданная работодателем или государственными органами справка о среднемесячном заработке гражданина за любые 60 месяцев подряд в течение трудовой деятельности до 01.01.2002г. (среднемесячный заработок за 2000 – 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счёта в системе обязательного пенсионного страхования, которая имеется в распоряжении органов ПФР), и, в некоторых случаях: документы о нетрудоспособных членах семьи, документы, подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении, документы об изменении фамилии, имени, отчества.
В целом перечень документов, требуемых при обращении гражданина за назначением пенсии, в зависимости от вида пенсии может варьироваться.
Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за рубежом, имеют право на получение пенсии по российскому законодательству. В подобных случаях предоставляется документ, подтверждающий место постоянного жительства за пределами России. Иностранцам или лицам без гражданства в случае приобретения права на российскую пенсию требуется документ, подтверждающий постоянное проживание в РФ, - вид на жительство.
Второй немаловажный аспект – сроки обращения. Для целенаправленной подготовки к назначению пенсии специалисты ПФР рекомендуют не менее чем за 6 месяцев до наступления права на назначение предварительно посетить орган ПФР и представить пакет документов. При заблаговременном обращении в орган Пенсионного фонда РФ и предоставлении гражданином необходимого пакета документов специалисты ПФР заранее сформируют макет пенсионного дела, и впоследствии, когда гражданин обратится уже с заявлением о назначении пенсии, из документов потребуется только паспорт. Помимо этого, при заблаговременном обращении будущему пенсионеру будут предоставлены необходимые консультации (к примеру, если не все документы имеются в наличии, или необходимы дополнительные сведения).
Будущим пенсионерам важно знать, куда именно они смогут обратиться с заявлениями о назначении пенсии. Заявление может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства или регистрации. В настоящее время предоставление государственных услуг ПФР, включая приём заявлений о назначении пенсии, осуществляется в Управлении ПФР в г. Рязани и 25 управлениях и отделах по районам области, - адреса учреждений указаны на региональной странице Официального сайта ПФР.