Принят Федеральный закон, ограничивающий перечень организаций, на исполнение обязательств по договору займа с которыми могут быть направлены средства материнского (семейного) капитала.
Согласно Федеральному закону «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», регламентирующему предоставление гражданам материнского (семейного) капитала, на улучшение жилищных условий средства М(С)К наряду с их безналичным перечислением организации, осуществляющей отчуждение (строительство) жилого помещения, а также физическому лицу, осуществляющему отчуждение, могут направляться организации (в том числе кредитной), предоставившей на эти цели средства по кредитному договору или договору займа.
Федеральным законом №128-ФЗ[i], подписанным Президентом РФ 7 июня 2013 года, в это положение внесено дополнение, согласно которому перечень организаций, в которые можно направить средства материнского капитала с целью погашения основного долга и уплаты процентов по займам, ограничен кредитными, микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами и иными организациями, осуществляющими предоставление займа, исполнение обязательств по которому обеспечено ипотекой.
В случае, если гражданин заключил договор займа с организацией, не соответствующей данному перечню, это будет основанием для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала.
Кроме того, средства материнского (семейного) капитала будут направляться на указанные цели только при условии предоставления лицом, получившим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (его супругом или супругой), документа, подтверждающего факт поступления заёмных средств в безналичной форме на счёт заёмщика в кредитной организации.
Нововведение в законодательстве является мерой повышения защищенности и бюджетных ассигнований, направляемых на выплату М(С)К, и самих граждан – владельцев сертификатов. В чём в данном случае заключается повышение защищённости?
Средства М(С)К или часть этих средств могут быть направлены только на улучшение жилищных условий, получение образования ребёнком (детьми) и формирование накопительной части трудовой пенсии матери ребёнка, в связи с рождением которого возникло право на материнский капитал. Отдельные граждане пытаются «обойти» это правило и прибегают к мошенническим схемам, нарушающим одно из ключевых положений законодательства о материнском капитале, согласно которому средства М(С)К не могут быть обналичены. В числе схем обналичивания применяется оформление договора купли-продажи непригодного для жилья помещения. Для получения средств из материнского капитала используются займы организаций, созданных специально для этих целей, существующих в течение довольно короткого времени и, как следствие, не дорожащих своей репутацией. Итог сделки по замыслу мошенников –обналичивание материнского капитала и последующий раздел средств между участниками схемы, при этом владельцу сертификата достаётся значительно меньший объём средств, чем установленный законодательством размер М(С)К. На самом деле, как уже неоднократно сообщалось, участие в подобной сделке может привести к взысканию средств в судебном порядке, а также, будучи квалифицированным как соучастие в мошенничестве, привести к уголовной ответственности. Наглядное подтверждение – уже имеющиеся заведённые уголовные дела.
Введение ограниченного перечня организаций, на исполнение обязательств по договору займа с которыми могут быть направлены средства М(С)К, направлено на фактическое исключение из сферы использования средств материнского капитала фирм – «однодневок», что, по мнению законодателей, будет способствовать предотвращению ситуаций, когда мошенники в лице отдельных организаций, злоупотребляя излишней доверчивостью граждан или, наоборот, их желанием быстрой наживы, фактически лишают их средств материнского капитала, а также возможности улучшить свои жилищные условия.
Деятельность кредитных, микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов (организации, по договорам займа с которыми М(С)К может быть использованы согласно новому закону) регулируется специальным законодательством и подпадает под государственный контроль. В отношении кредитных потребительских кооперативов, деятельность которых регулируется Федеральным законом «О кредитной кооперации», предусмотрена система двойного контроля – через саморегулируемые организации и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Таким образом, для противодействия посягательствам мошенников на средства материнского (семейного) капитала в сферу контроля за целевым расходованием М(С)К введён дополнительный законодательный механизм.
[i] Федеральный закон от 07.06.2013 №128-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»