В Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области поступил телефонный звонок жителя г. Рязани, который сообщил, что в его квартиру нанесли визит молодые люди, представившиеся работниками Пенсионного фонда Российской Федерации. В ответ на требование предъявить документы они продемонстрировали удостоверения «пенсионного консультанта», в которых в графе «наименование организации» значился один из негосударственных пенсионных фондов. Гости настоятельно рекомендовали гражданину подписать имеющиеся у них на руках договор и заявление о переводе средств пенсионных накоплений в данный НПФ, мотивируя это тем, что согласно новым нормам законодательства подобный перевод в этом году обязателен, и повторно подчеркнув, что «представляют интересы Пенсионного фонда Российской Федерации». «Для меня попытка обмана тут же стала очевидна, но в следующий раз кто-нибудь, возможно, им поверит, поэтому я решил сообщить в ПФР», - сказал гражданин, обращаясь в Отделение Пенсионного фонда. Подобная сознательность заслуживает благодарности, в особенности потому, что, насколько известно, случай не единичен, и не исключено, что кто-либо из хозяев посещаемых квартир примет доводы «гостей» всерьёз.
Чтобы полностью контролировать ситуацию, важно помнить, что специалисты ПФР занимаются обслуживанием граждан непосредственно в клиентских службах территориальных органов Пенсионного фонда и могут выезжать на дом только к тяжело больным людям по их вызову. Выезды мобильных клиентских служб применяются согласно графику и в рамках специальных акций, информация о которых предварительно доводится до граждан органами местного самоуправления: таким образом, незапланированные посещения исключены. Специалист при посещении обязан предъявить служебное удостоверение сотрудника ПФР. У каждой организации есть свои методы работы с населением, и поквартирный обход в рекламных или агитационных целях по сути не является чем-то противозаконным, однако то, что отдельные агенты НПФ выдают себя за сотрудников Пенсионного фонда Российской Федерации и могут ссылаться даже на несуществующие законодательные акты, является мошенничеством и требует бдительности со стороны застрахованных лиц.
Граждане действительно могут подать заявление о переводе средств пенсионных накоплений в тот или иной негосударственный пенсионный фонд, но подача заявления и подписание договора с НПФ является результатом осознанной мотивации застрахованного лица. При выборе негосударственного пенсионного фонда граждане знакомятся с инвестиционным портфелем, обращают внимание на опыт, репутацию НПФ на рынке негосударственного пенсионного обеспечения и на доходность от размещения пенсионных накоплений в предыдущие периоды. При выборе управляющей компании можно изучить инвестиционную политику управляющей компании, а также состав и структуру её инвестиционного портфеля, то есть перечень активов, в которые могут быть размещены пенсионные накопления. Наибольшее доверие вызывают УК и НПФ, в течение нескольких последних лет стабильно показывающие результаты доходности не ниже среднего. Так или иначе, никто не вправе принуждать гражданина к выбору того или иного способа инвестирования, ссылаясь при этом на какой-либо закон, поэтому слова «должны», «обязаны» и др. в данном случае неуместны. Подобные формулировки используют недобросовестные агенты отдельных НПФ (при этом руководство НПФ может быть и не осведомлено о методах, используемых подчинёнными), которые стремятся увеличить свой заработок, собрав наибольшее количество заявлений граждан. При этом они могут представляться сотрудниками Пенсионного фонда РФ и говорить о переводе средств пенсионных накоплений в ПФР.
Во – первых, следует проверять документы у агентов негосударственных пенсионных фондов, представляющихся работниками Пенсионного фонда, внимательно читать заявления и договор, которые они предлагают подписать.
Во-вторых, даже под предлогом регистрации в опросе или отметки в графике консультаций не следует сообщать посетителям свои персональные данные (ФИО, СНИЛС, год рождения, номер паспорта с датой выдачи), так как уже одного этого может быть достаточно для перевода средств.
Особое внимание следует обратить на то, что органы Пенсионного фонда информируют население об изменениях в пенсионном обеспечении и страхование, однако поквартирный обход и консультации на дому в число применяемых ПФР методов информационно – разъяснительной работы не входят, поэтому к рекомендации внимательно и ответственно подходить к формированию средств своих пенсионных накоплений следует добавить ещё одну: если в Ваш дом постучались незнакомые люди, представились работниками Пенсионного фонда и предложили подписать какой-либо документ, следует быть осторожными.