ПФР оптимизирует процесс приёма заявлений о распоряжении материнским капиталом. Часть сведений, необходимых для предоставления услуг гражданам, органы ПФР запрашивают в системе межведомственного взаимодействия.
В соответствии с нормами Федерального закона №210 – ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представление документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций. При этом заявитель вправе предоставлять указанные документы в органы, предоставляющие государственные услуги, по собственной инициативе.
Это изменение, вступившее в силу с 1 октября 2011 года, внесло ряд позитивных изменений в организацию работы и органов Пенсионного фонда, в частности, в предоставление гражданам средств материнского (семейного) капитала. Используемый подход позволяет существенно облегчить для владельцев сертификата процесс подготовки к подаче заявления о распоряжении средствами, а с 1 июля, после снятия ограничения по запросам только в рамках системы федеральных органов, процесс будет ещё более оптимизирован.
С 1 октября 2011 года территориальные органы ПФР при приёме заявления о распоряжении средствами М(С)К в случае непредоставления документов заявителем самостоятельно запрашивают по системе межведомственного взаимодействия в службе государственной регистрации, кадастра и картографии сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязательное предоставление заявителем данной документации в числе прочих документов ранее было необходимо при подаче заявления о распоряжении материнским капиталом для оплаты стоимости купли – продажи жилого помещения, для направления средств М(С)К на реконструкцию жилого помещения без привлечения организации – подрядчика, для компенсации затрат на реконструкцию индивидуального жилищного строительства, уплаты основного долга и проценты по кредитам или займам на покупку (строительство) жилья.
С 1 июля 2012 года ПФР будет запрашивать в органах местного самоуправления сведения, подтверждающие выдачу разрешения на строительство, проведение основных работ по строительству или реконструкции объекта, которые в настоящее время заявителю необходимо представить при подаче заявления для направления средств М(С)К на строительство или реконструкцию жилого помещения без привлечения организации – подрядчика.
Изменения коснулись и направления материнского капитала на получение образования ребёнком. С 1 октября 2011 года ПФР в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки запрашивает сведения о лицензии на право осуществления образовательной деятельности и о государственной аккредитации образовательного учреждения, выданные Рособрнадзором, с 1 июля 2012 года будет запрашивать в органах управления образования субъектов Российской Федерации сведения о лицензии и аккредитации, выданные органами управления области.
Данные нововведения чрезвычайно актуальны, в особенности, учитывая популярность, которой пользуется материнский капитал. В области выдано 21 996 сертификатов на М(С)К, 5527 граждан обратились с заявлениями о распоряжении средствами на улучшение жилищных условий, 156 – на получение образования ребёнком.