С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с новым пенсионным законодательством страховой стаж гражданина входит в число основных параметров, влияющих на размер его будущей пенсии (вместе с размером заработной платы и возрастом обращения за пенсией).
Страховой стаж — это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Таким образом, для будущей пенсии крайне важно получать «белую» зарплату, с которой уплачиваются взносы во внебюджетные фонды.
В соответствии с ныне действующим законодательством минимальный страховой стаж, необходимый для получения права на трудовую пенсию по старости, составляет 5 лет.
В 2015 году он составит 6 лет, и ежегодно будет увеличиваться на один год. В 2024 году минимальный страховой стаж для получения страховой пенсии по старости достигнет 15 лет. Важно отметить, что в большинстве стран мира минимальный стаж, дающий право на трудовую пенсию, превышает 20 лет.
Те граждане, у кого к 2024 году страховой стаж будет менее 15 лет, получат право обратиться в ПФР за социальной пенсией, но в возрасте 60 лет (женщины) и 65 лет (мужчины).
В новых правилах расчета страховой пенсии засчитываются в стаж следующие социально значимые периоды жизни человека:
- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
- период ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности;
- период получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
- период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.
Длительность страхового стажа – очень важный параметр новой пенсионной формулы: чем продолжительнее страховой стаж гражданина до обращения за назначением пенсии, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав.