События

За 6 месяцев 2012 года в Пенсионный фонд Российской Федерации поступили от граждан 332 письменные жалобы на неправомерный перевод средств их пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Это почти в 10 раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года (более 2 700 письменных обращений).

В 2012 году по результатам переходной кампании 2011 года телефонный центр ПФР по консультированию граждан получил более 15 тысяч звонков от граждан, проживающих практически во всех субъектах РФ, по вопросам, связанным с переводом или отказом в переводе их пенсионных накоплений другому страховщику. В то время как в течение 2011 года колл-центр ПФР принял только 8 тысяч звонков граждан по аналогичным вопросам.

В 2012 году ПФР перестроил работу своего федерального колл-центра, который теперь ведет учет устных жалоб граждан на неправомерный перевод их пенсионных накоплений. Гражданин имеет возможность задать любые вопросы, касающиеся полученного уведомления ПФР, и получить квалифицированную консультацию о порядке своих действий в случае неправомерного перевода пенсионных накоплений в НПФ. Еженедельно каждый НПФ может обратиться в ПФР и получить реестр жалоб на неправомерный перевод пенсионных накоплений в свой фонд. Такое решение по реорганизации работы колл-центра ПФР было принято с целью более быстрого реагирования НПФ на жалобы в свой адрес и для более быстрого урегулирования жалобы гражданина. Подавляющее большинство НПФ еженедельно «забирает» реестры устных жалоб граждан из ПФР. Статистика жалоб граждан непосредственно в НПФы Пенсионному фонду России не известна.

После получения уведомления от Пенсионного фонда Российской Федерации граждане, которые ответственно понимают, что никаких заявлений о переводе средств они не подавали и договоров с НПФ не заключали, имеют право подать жалобу в НПФ или ПФР, обратиться в суд для признания перевода пенсионных накоплений недействительным либо написать новое заявление на перевод пенсионных накоплений прежнему страховщику. Такая ситуация возникает, как правило, в случае фальсификации договора обязательного пенсионного страхования и заявления гражданина. При этом важно отметить, что существует большое количество фактов, когда граждане просто забывают или не понимают суть подписываемых ими документов на перевод пенсионных накоплений в НПФ. Выявляются факты умышленного введения в заблуждение граждан агентами НПФ.

Пенсионный фонд России напоминает всем застрахованным лицам – даже в случае неправомерного перевода пенсионных накоплений в НПФ они никуда не пропадают. Эти средства по-прежнему зафиксированы на индивидуальном (пенсионном) лицевом счете в системе обязательного пенсионного страхования. Все граждане имеют право ежегодно менять управляющую их пенсионными накоплениями организацию.

Однако в связи с ростом подобных случаев в 2009 и 2010 годах ПФР был вынужден предпринять меры для стабилизации ситуации. В частности, была организована информационная работа по разъяснению гражданам порядка управления собственными пенсионными накоплениями и действий в случае обнаружения фактов мошенничества.

Для своевременного реагирования и урегулирования спорных вопросов, возникших между застрахованными лицами и НПФ, выявления недобросовестных сотрудников НПФ и восстановления прав застрахованных лиц в августе 2010 года Пенсионный фонд Российской Федерации и Национальная Ассоциация Пенсионных Фондов (НАПФ) подписали соглашение об обмене информацией о жалобах граждан по фактам нарушения их прав на формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений. В 2011 году ПФР расторг в ряде регионов трансферагентские соглашения с пятью НПФ, на которые поступило наибольшее количество жалоб по результатам переходной кампании 2010 года.

Негосударственные пенсионные фонды, также обеспокоенные низким качеством работы своих сотрудников и агентов, заключающих договоры об обязательном пенсионном страховании с гражданами, значительно усилили работу служб внутреннего контроля и расширили инструменты различных проверочных механизмов. Теперь НПФ ежемесячно информируют ПФР и НАПФ о количестве урегулированных жалоб и текущей работе с застрахованными лицами.

Номер телефона федерального колл-центра ПФР – 8-800-505-55-55, звонок бесплатный из любого региона России. Операторы колл-центра также предоставляют застрахованным лицам контактные телефоны и адреса НПФ для направления претензии в НПФ.

Таким образом, благодаря предпринятым действиям ПФР, НАПФ и самими НПФ, количество жалоб в 2012 году сократилось, но искоренить проблему фальсификации заявлений и договоров ОПС со стороны НПФ полностью не удалось. Работа в этом направлении будет продолжена и дальше.

 * Всего в частных управляющих компаниях и в негосударственных пенсионных фондах пенсионные накопления формируют 16 млн россиян.

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ