Прямая телефонная линия по социальным вопросам прошла в краевом центре по инициативе аппарата уполномоченного по правам человека с участием руководства Фонда пенсионного и социального страхования по Пермскому краю. Что волнует сегодня пермяков нашему корреспонденту рассказала заместитель управляющего ОСФР Юлия Зобина.
-Юлия Евгеньевна, самым популярным решением проблемы человека, решением бюрократической ошибки по-прежнему остаётся обычный, традиционный телефонный звонок на "горячую" линию. Сколько звонков поступило, с какими вопросами обращались жители Пермского края?
- Замечу, что диалог в таком формате между людьми, уполномоченным по правам человека, руководством Отделения позволяет услышать не только проблему отдельного человека, разрешить эту проблему, разъяснить законодательство, но и выявить направления деятельности, где требуется сконцентрировать внимание и объединить усилия. Что касается бюрократии, то это термин, который появился ещё в древнем мире, он зародился в древнем Египте, существовал и в древнем Китае, и во времена Великой Римской Империи. Везде, где стабилизировалась государственная власть, нуждавшаяся в социальном порядке, возникала и бюрократия, которая обеспечивала нормальное функционирование власти и существование общества как единого целого.
За два часа мероприятия на линию поступило 24 звонка от жителей Пермского края по вопросам обеспечения техническими средствами реабилитации, порядка назначения единого пособия, перерасчета пенсии, социальных выплат ветеранам.
- Это была первое совместное мероприятие недавно назначенного уполномоченного по правам человека в Пермском крае Игоря Сапко с руководством ОСФР?
- В начале марта мы уже проводили встречу, в ходе которой обсудили проблемы наших земляков, обозначенные выше, но в таком формате мы отработали впервые. Вопросов, поступивших на телефонную линию, было, действительно, много. К примеру, от родителей, которым отказано в назначении единого пособия по объективным причинам, прежде всего, отсутствия заработка. Отделение Фонда постоянно информирует жителей региона о правилах назначения единого пособия, но по-прежнему остаётся недопонимание со стороны получателей этих выплат. Единое пособие назначается семьям с доходами ниже регионального прожиточного минимума на человека. Дети и родители при этом должны быть российскими гражданами и постоянно проживать в России. При назначении выплаты применяется комплексная оценка доходов и имущества семьи, а также учитывается занятость родителей, другими словами, родители должны быть официально трудоустроены. Если родители разведены, то трудоустройство - это обязательное условие для того, кто проживает с ребенком. Если родитель, проживающий с ребёнком, снова вступает в брак, то у супруга тоже должен быть доход. Это может быть и зарплата, и выплаты по договору гражданско-правового характера, авторские гонорары, доходы от предпринимательской деятельности, стипендия или пенсия. Безусловно, бывают объективные причины, когда человек не может устроиться на работу и получать доход. К ним относятся: уход за ребенком до 3-х лет, а если нет второго родителя, то и старше, а также уход за ребенком - инвалидом, продолжительное лечение, безработица при условии регистрации в центре занятости и не дольше полугода. Конечно, может не работать один из родителей в многодетной семье, который посвящает себя уходу за детьми.
- Наибольшее количество поступивших вопросов было связано с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе подгузниками и пеленками?
- Такие вопросы также поступали. Но на данный момент на территории Пермского края уже действуют контракты, заключенные отделением Фонда на поставку инвалидам подгузников и пеленок, наборов мочеприёмников. Доставка этих средств идёт по графику, который сформировали поставщики, получив от отделения Фонда реестры получателей. Поставщик обязан доставить товар в течение 30 дней с момента получения такого реестра.
- Проведение тематической телефонной линии было анонсировано в каждом муниципалитете, поэтому звонки поступали из самых отдаленных уголков Пермского края, где получить информацию непосредственно от специалиста сложнее? - Не соглашусь с Вами, ведь наши клиентские службы расположены в каждом районе края и получить квалифицированную консультацию специалиста ОСФР может любой человек. Также вся информация доступна на сайте СФР (sfr.gov.ru), а подача заявление через портал госуслуг занимает считанные минуты. Кстати, жители нашей глубинки очень неплохо информированы о последних ключевых изобретениях российских лабораторий, созданных для поддержки незрячих людей. Жительница небольшого города в Пермском крае интересовалась возможностями умного помощника "Робин". Это техническое средство реабилитации, недавно включенное в федеральный Перечень ТСР. Теперь в России незрячие люди могут стать обладателями умного помощника «Робин» по ИПРА и за счёт средств федерального бюджета. Кстати, это устройство с помощью камеры видит окружающее пространство и посредством искусственного интеллекта расшифровывает его, чтобы передать данные незрячему человеку. «Робин» помогает определять окружающие предметы, распознаёт лица, помогает обходить препятствия и даже может читать тексты.
-Какие вопросы поступали от граждан пенсионного возраста?
- В этот раз, к сожалению, они были менее активны. Несколько обращений касались ежемесячных денежных выплат, которые назначаются гражданам и пенсионерам, имеющим дополнительный льготный статус. Если гражданин имеет право на получение ЕДВ по нескольким основаниям в рамках одного закона, то ЕДВ устанавливается по одному основанию, которое предусматривает более высокий размер выплаты. Ещё раз напомню, что ежемесячная денежная выплата предоставляется отдельным категориям граждан из числа ветеранов, инвалидов, включая детей-инвалидов, бывших несовершеннолетних узников фашизма, лиц, пострадавших в результате воздействия радиации.
Также в ходе мероприятия был задан вопрос о включении в длительный страховой стаж, (42 года для мужчин) периода прохождения военной службы по призыву для установления досрочной страховой пенсии. В законодательство РФ ещё в минувшем году были внесены изменения, в соответствии с которыми в стаж включается и военная служба по призыву, а также периоды участия в специальной военной операции и периоды пребывания в добровольческом формировании. Ранее при установлении такой пенсии учитывались только периоды трудовой деятельности, в ходе которой производились отчисления страховых взносов, а также периоды получения пособия при временной нетрудоспособности. Проверить имеющийся стаж граждане могут в личном кабинете на сайте СФР либо на портале госуслуг, заказав выписку из индивидуального лицевого счета. Выписку также можно получить в клиентских службах ОСФР по Пермскому краю. Изменения вступили в силу с 4 ноября прошлого года, и за всё это время досрочная страховая пенсия с учетом службы в армии была установлена более чем 1100 гражданам.
- Большое спасибо, Юлия Евгеньевна.