С января 2020 года вводится электронная трудовая книжка (ЭТК). Согласно изменениям в Трудовом кодексе РФ, работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и представляет ее для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда РФ.
В сведения о трудовой деятельности включается в числе прочего информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора.
Получить сведения о своей трудовой деятельности работник сможет на бумажном носителе или в электронной форме: у работодателя по последнему месту работы, в МФЦ, в Пенсионном фонде РФ, а также с использованием единого портала госуслуг. В настоящее время электронные сервисы ПФР находятся в разработке.
До конца 2020 года работники подают работодателям заявления о продолжении ведения трудовых книжек или о предоставлении сведений о трудовой деятельности в электронном виде
Для лиц, впервые поступающих на работу после 1 января 2021 года, предусматривается ведение сведений о трудовой деятельности только в электронном виде. Трудовая книжка указанным работникам оформляться не будет.
Преимущества электронной трудовой книжки:
* удобный и быстрый доступ работников к информации о своей трудовой деятельности;
* возможность контролировать правильность внесения сведений работодателем;
* исключение рисков потери сведений и необходимости восстановления данных о трудовом стаже;
* дополнительные возможности для дистанционного трудоустройства и работы в удаленном режиме;
* использование данных электронной трудовой книжки для получения государственных услуг, в частности, дистанционное оформление пенсий по данным лицевого счета, без дополнительного документального подтверждения;
* исключение ошибочных, неточных и недостоверных сведений о трудовой деятельности;
* снижение затрат на приобретение, ведение и хранение бумажных трудовых книжек;
* возможность аналитической обработки данных о трудовой деятельности для работодателей и госорганов;
* дополнительные рычаги в борьбе с неформальной занятостью;
* высокий уровень безопасности и сохранности данных.
Работодателям, которые с 1 января 2020 года должны начать формирование электронных трудовых книжек пермяков, необходимо осуществить следующие мероприятия:
- принять или изменить локальные нормативные акты (при необходимости) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии);
- обеспечить техническую готовность к представлению сведений о трудовой деятельности для хранения в информационных ресурсах ПФР;
- уведомить до 30 июня 2020 года включительно каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве по формированию сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника сделать выбор, подав письменно одно из заявлений о сохранении бумажной трудовой книжки или о ведении трудовой книжки в электронном виде.
С 2020 года работодатели обязаны представлять информацию обо всех кадровых изменениях. При наличии кадровых изменений в январе месяце первый такой отчет им необходимо будет сдать – до 15 февраля 2020 года.
При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица работодатель одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного работодателя.
Территориальные органы Пенсионного фонда в Пермском крае уже с прошлого года активно проводят информационно - разъяснительную работу с работодателями по введению электронных трудовых книжек. На сегодняшний день проведено около 80 семинаров, свыше 100 тысяч информационных писем направлено страхователям по электронным каналам связи, в средствах массовой информации размещено более 200 публикаций, проведено 30 круглых столов и пресс-конференций, распространено свыше 9 тысяч листовок и памяток.