В последнее время агенты негосударственных пенсионных фондов проявляют большую активность, «охотясь» за пенсионными накоплениями граждан.
Агенты устраивают «проверки», приходя к людям домой, на работу или даже останавливая их на улицах. Представляются сотрудниками Пенсионного фонда, распространяют заведомо ложную информацию, ссылаясь, например, на изменения в законодательстве или утверждают, что переход в НПФ «обязателен для всех граждан». Настойчиво убеждают в сохранности средств именно в НПФ, представителями которого являются. Обещают высокий будущий доход от инвестирования средств пенсионных накоплений.
В 2017 году, по сообщениям ЦБ, количество жалоб на мошеннические переводы накоплений из одного НПФ в другой, возросло в пять раз. Более 2,6 тысячи человек пожаловались на манипуляции с их деньгами. В отделении ПФР по Пермскому краю с начала года уже зарегистрировано 67 таких жалоб. В то время как в прошлом году их было лишь восемь.
- Ситуация очень тревожная, - отмечает управляющий отделением ПФР по Пермскому краю Станислав Аврончук. – С 2014 года, когда поступление взносов на накопительные пенсии было заморожено, притока новых средств в НПФ нет. Поэтому некоторые из них стараются привести новых клиентов и привлечь их средства любой ценой. Используют чрезвычайно агрессивную маркетинговую политику, идут на прямой обман, предлагают подписать какие-либо бумаги, представить личные данные или предъявить СНИЛС. Мы в очередной раз предупреждаем граждан: сотрудники государственного Пенсионного Фонда РФ не обзванивают граждан, не ходят по домам и в людных местах не требуют предоставить свои персональные данные (номер СНИЛСа и паспортные данные). Не призывают граждан в срочном и обязательном порядке переводить свои пенсионные накопления в тот или иной негосударственный пенсионный фонд. Прием и консультация граждан по вопросам пенсионного законодательства осуществляется непосредственно в клиентских службах территориальных органов ПФР. Выезд на дом может быть совершен в исключительных случаях только по предварительному заявлению, если у человека нет возможности по состоянию здоровья самостоятельно добраться до офисов ПФР. При этом дата и время визита сотрудников Фонда заранее обговаривается.
И дело не только в «переманивании» клиентов у фондов – конкурентов. Иногда деньги «гоняют» из одного НПФ в другой, входящий в ту же финансовую группу. И в таких действиях есть прямой резон. Дело в том, что с 2015 года закон о пенсионных накоплениях изменился, и теперь без потерь переводить деньги из фонда в фонд будущий пенсионер может не чаще чем один раз в пять лет. А если решится сделать это досрочно, лишается инвестионного дохода. Получается, перевели деньги без ведома клиента (или уговорив его и не предупредив о потерях) – фиксировать инвестионный доход уже не нужно.
Обращаем особое внимание, что требовать паспортные данные и номера СНИЛС могут для проведения «серых» схем для перевода средств пенсионных накоплений. Необходимо помнить, что все действия застрахованного лица по реализации прав по формированию накопительной пенсии носят исключительно добровольный характер.
Гражданам необходимо внимательно, ответственно и обдуманно подходить к вопросу формирования накопительной пенсии. Выбор управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда должен быть осознанным.
По закону, если речь идет о переводе накоплений из государственного Пенсионного фонда в один из НПФ, действительным считается последнее поступившее в ПФР заявление, вплоть до 31 декабря. Так что «охота» за пенсионными накоплениями граждан будет продолжаться до конца года. Будьте бдительны.