Повсеместное внедрение удобной системы передачи отчетности в рамках электронного документооборота приобретают особое значение для обеспечения эффективного взаимодействия работодателей и органов Пенсионного фонда.
Обязанность представления отчетности в электронной форме законодательно возложена на работодателей с численностью 25 и более лиц. Вместе с тем любой плательщик страховых взносов, вне зависимости от численности работников, может воспользоваться своим правом и включиться в систему электронного документооборота Пенсионного фонда.
Число страхователей, которыми успешно используются передовые технологии, из года в год увеличивается. Сейчас около 82% работодателей отчитываются за своих работников в органы Пенсионного фонда по электронным каналам связи, представляя основной массив сведений на застрахованных лиц - 97%.
Это обусловлено рядом существенных преимуществ бесконтактных технологий, одно из которых - экономия рабочего времени, когда отпадает необходимость личного присутствия страхователя в ПФР, ведь вся информация в любое время суток отправляется из офиса страхователя.
Развитие бесконтактного способа представления отчетности находится в сфере интересов органов ПФР, что стало особенно актуальным в свете изменения действующего законодательства, предусматривающего введение новой формы отчетности для работодателей, которыми с 1 апреля 2016 года, ежемесячно будут представляться сведения о работающих у них застрахованных лицах (Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий»).
Для того чтобы передавать отчетность в орган Пенсионного фонда бесконтактным способом, страхователю необходимо подключиться к системе электронного документооборота Пенсионного фонда России по телекоммуникационным каналам связи.
В этих целях страхователь обращается в территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов с соответствующим Заявлением о подключении к электронному документообороту и заключает с ним Соглашение об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи.
Образцы указанных документов, утвержденных распоряжением Правления ПФР №190р от 11.10.2007 «О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании», можно получить при обращении в территориальный орган ПФР, либо на сайте Пенсионного фонда www.pfrf.ru (вкладка Отделение по Оренбургской области - Информация для жителей региона – Страхователям - Бесконтактный способ передачи документов).
Наряду с этим страхователь, не имеющий достаточного технического потенциала для организации электронного документооборота, может обратиться к услугам «посредника» - уполномоченного лица, который в рамках данных ему полномочий будет осуществлять представление отчетности за страхователя в Пенсионный фонд по электронным каналам связи. В этом случае полномочия представителя должны быть надлежащим образом документально подтверждены. Для данных целей страхователь заключает с уполномоченным представителем договор об оказании соответствующих услуг и выдает последнему доверенность, оформление которой должно соответствовать нормам гражданского законодательства.
В настоящее время более 50% страхователей, заключивших соглашение об электронном документообороте с органами Пенсионного фонда, для передачи отчетности используют услуги уполномоченных представителей.
Задача органов Пенсионного фонда не просто принять информацию страхователя, но и предотвратить и устранить ошибки в отчетных данных, а внедрение подобной системы электронного документооборота существенно облегчает жизнь, как работодателям, так и специалистам Пенсионного фонда, что является актуальным в рамках ежемесячного представления отчетности по персонифицированному учету.
По всем интересующим вопросам о порядке перехода на представление сведений о своих работниках по электронным каналам связи, страхователь может обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов.