Пенсионное законодательство, особенно в части досрочного установления страховой пенсии по старости, достаточно сложное для восприятия. Зачастую у граждан возникает много вопросов о сроке выхода на досрочную страховую пенсию работников, занятых в определенной профессии или должности, а так же о документах, необходимых для ее установления.
Чтобы пенсионные права граждан неукоснительно соблюдались, территориальные органы ПФР проводят заблаговременную работа по предварительной оценке права на досрочное пенсионное обеспечение. Граждане могут обращаться в органы Пенсионного фонда за получением любой информации, которая касается их пенсионных прав. Помимо этого они могут войти в свой «Личный кабинет гражданина» и посмотреть, какие данные содержатся на их индивидуальном лицевом счете: сведения о заработке, стаже, сумме поступивших от работодателя страховых взносах. Таким образом, граждане еще до выхода на пенсию, могут проконтролировать правильность учета и отражения их пенсионных прав, принять превентивные меры по устранению ошибок, а также удостовериться в добросовестности своего работодателя. Если же сведения достоверны, то гражданину с его согласия досрочная страховая пенсия по старости может быть установлена по данным его индивидуального лицевого счета.
Чтобы повысить эффективность проведения заблаговременной работы в отношении работающих граждан, претендующих на установление страховой пенсии в ближайшие 12 месяцев, органами ПФР продолжается работа по электронному информационному взаимодействию с работодателями. Основной задачей такого взаимодействия является предоставление работодателями электронных образов документов о пенсионных правах работников. В том числе документов, подтверждающих специальный стаж работы. Электронное взаимодействие позволяет органам ПФР своевременно устанавливать пенсии, а гражданам не тратить время на посещение клиентских служб ПФР и отвлекаться от выполнения своих трудовых функций.
К сожалению, в настоящее время не все работодатели понимают важность электронного информационного взаимодействия. Из 7761 работодателя, предоставляющих в УПФР отчетность в электронном виде, 1173 (22%) не поддерживают организацию такого взаимодействия. Из-за этого проведение заблаговременной работы по оценке пенсионных прав граждан и как следствие, предоставление государственных услуг в электронном виде сильно усложняется.