Специалисты Отделения СФР по Омской области в рамках мобильного офиса для страхователей провели встречу с коллективом Управления Федерального казначейства по Омской области.
Начальник отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц и заблаговременной работы №1 Евгений Кухтей рассказал о том, как ведется заблаговременная работа перед выходом на пенсию с людьми, достигшими предпенсионного возраста.
– Заблаговременная работа начинается в среднем за два года до возникновения права на выход на пенсию для застрахованных лиц, либо выхода на досрочную страховую пенсию. Для ее проведения гражданин вправе обратиться в любой территориальный орган СФР лично либо через работодателя, – пояснил Евгений Владимирович.
Между ОСФР по Омской области и Управлением Федерального казначейства подписано соглашение об электронном взаимодействии, благодаря которому можно представлять документы для назначения пенсий сотрудникам в режиме онлайн – это существенно сокращает временные затраты.
Руководителей УФК интересовало, как поступить в ситуации, когда сотрудник не желает, чтобы документы для заблаговременной работы за него оформлял работодатель. Может ли он в подобной ситуации обратиться в клиентскую службу СФР лично? Действительно, документы в органы СФР направляются работодателем в том случае, когда есть согласие гражданина на обработку персональных данных. Однако любой человек вправе лично прийти в клиентскую службу, передать необходимые документы, а также обратить внимание сотрудников СФР на иные периоды, отсутствующие в трудовой книжке (работа на индивидуального предпринимателя либо в его качестве, нестраховые периоды и прочее). Но стоит помнить, что пенсия назначается по заявлению гражданина, поэтому при достижении пенсионного возраста право на нее нужно реализовать, за исключением пенсий, назначаемых в беззаявительном порядке. А для этого необходимо проведение заблаговременной работы.
Заместитель руководителя клиентской службы №1 Ольга Лиханова рассмотрела заблаговременную работу по выходу на пенсию с точки зрения жизненной ситуации. Это событие в жизни гражданина или организации, влекущее за собой необходимость получения комплекса государственных и муниципальных услуг. Она рассказала о консультациях, оказываемых специалистами ОСФР в таких случаях. Это консультации о выплатах за счет средств пенсионных накоплений, об условиях назначения единовременной выплаты из средств пенсионных накоплений, о льготах для предпенсионеров, индивидуальные консультации для застрахованных граждан по сведениям, отраженным в выписке из индивидуального лицевого счета и многие другие.
– Сегодня Социальный фонд России большинство услуг предоставляет в электронном виде. Чтобы суметь помочь с подачей заявлений, нужна регистрация человека на портале госуслуг. Если он не зарегистрирован, то мы оказываем содействие: сами регистрируем гражданина, а потом помогаем подать заявление на ту услугу, на которую он имеет право, – рассказала Ольга Викторовна.
Специалист напомнила, что с помощью личного кабинета на сайте СФР можно подать целый ряд заявлений: о назначении пенсии, перерасчете ее размера, выборе способа ее доставки, а также об осуществлении единовременной выплаты из средств пенсионных накоплений, компенсационных выплат. На Едином портале госуслуг можно получить такие же услуги, при этом к ним прибавляются заявления на единое пособие и ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом.
Подробнее заместитель руководителя КС остановилась на теме выплаты из средств пенсионных накоплений. На нее имеют право женщины, начиная с 1957 года рождения и мужчины, начиная с 1953 года рождения:
– Для этих граждан накопительная пенсия формировалась с 2002 по 2004 годы. У людей 1967 года рождения и моложе накопительная пенсия формировалась до 2014 года. Люди, которым исполняется 55–60 лет, имеют право подать заявление на эту выплату. Она подразделяется на три вида. Единовременная выплачивается, если сумма не превышает 10 процентов от прожиточного минимума по стране. Срочная устанавливается на 10 лет, но гражданам, которые участвовали в программе софинансирования пенсии. Накопительная часть выплачивается тем, у кого средства накопительной пенсии превышают эти 10 процентов.
О предоставлении страхователями отчетности в органы СФР рассказала начальник управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов Елена Кузнецова. Система обязательного пенсионного страхования действует в России с 2002 года. С этого момента работодатели перечисляют страховые взносы за каждый рубль, который начислен в качестве заработной платы. То есть идет страховой принцип: работодатель страхует работника в системе обязательного пенсионного страхования, и он – страхователь, а работник – застрахованное лицо. Граждане РФ – участники этой системы, для них открыт индивидуальный лицевой счет, где накапливаются пенсионные права гражданина. У каждого есть СНИЛС, и он уникален – второго такого быть не может.
– Бывали, правда, случаи, когда на одного застрахованного было открыто два лицевых счета и сформировано два СНИЛСа с разными номерами – это неправильно. Происходило это из-за повторной регистрации человека с иными анкетными данными. Например, работодатель зарегистрировал сотрудницу под старой фамилией. Прошло несколько лет, она уволилась, устроилась на другое место и сама зарегистрировалась в системе персонифицированного учета, обратившись в СФР или МФЦ. Но с новой фамилией, не сообщив, что уже имеет СНИЛС. Впрочем, сейчас такие ситуации практически исключены, потому что сегодня в соответствии с законом регистрация ведется и по сведениям из органов ЗАГС, поэтому мы располагаем данными о смене фамилии. Раньше такого не было: система воспринимала гражданина как нового, соответственно, и лицевой счет открывала новый. Но по нескольким лицевым счетам пенсия и другие выплаты не назначатся, – отметила Елена Кузнецова.
Чтобы исправить ситуацию, гражданину нужно прийти в клиентскую службу и написать заявление, в котором необходимо указать два СНИЛСа. Органы СФР проведут работу и объединят их на федеральном уровне.
Вопросы слушателей не заставили себя ждать. Сотрудников Управления Федерального казначейства интересовало, можно ли узнать заранее, какой вид выплаты из средств пенсионных накоплений им полагается, либо что делать, если накопительная часть без вашего ведома переведена из СФР в НПФ. Также спрашивали об особенностях формирования страхового стажа – к примеру, каким образом в него засчитываются нестраховые периоды, такие как отпуск по уходу за ребенком или срочная служба в армии. На какую-то часть вопросов удалось получить ответы сразу. Но если ситуация требовала детального рассмотрения, то прямо на месте можно было записаться на консультацию в клиентскую службу Отделения СФР по Омской области, чтобы выяснить все окончательно.